Огромный, величественный православный Храм Святого Саввы в столице Сербии Белграде стал главным делом ярославского художника Николая Мухина в последние два года. О том, что предшествовало выполнению этого грандиозного проекта и что грядет в ближайшем будущем, мы говорим с Николаем Александровичем уже в Ярославле, после его длительных рабочих командировок на Балканы.
– Николай Александрович, храм Святого Саввы Сербского был построен заново, это не реконструкция?
– Да, это новый храм в византийском стиле, который тем не менее строился более ста лет. Образцом послужил знаменитый Софийский собор в Константинополе, и по своим размерам – его площадь более 7 500 квадратных метров – он сопоставим с московским Храмом Христа Спасителя. В 2004 году состоялось официальное открытие все еще не полностью законченного храма, в марте 2008 года был освящен придел в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.
Проект начался в 2014 году с конкурса, проходившего в Москве. Большинство конкурсных проектов предусматривало обращение к византийской традиции, что обусловливалось рядом причин. Прежде всего Храм Святого Саввы построен по образцу собора Св. Софии Константинопольской, и уже этого факта было бы достаточно для выбора стилистики мозаик. Мой проект в наибольшей степени отвечал всем этим требованиям и был признан победителем.
В 2016 году начались работы первого этапа благоукрашения храма, а именно: за год с небольшим предстояло выполнить мозаику самого сложного участка в храме – купола площадью 1 230 кв. м. Для этого потребовалось собрать коллектив художников, имеющих опыт работы по созданию мозаики.
Мозаика собиралась в специально оборудованной для этой грандиозной работы мастерской, которая находится в Москве. Было подготовлено около 40 тонн цветного стекла. Размеры изображений в куполе впечатляли. Фигура Спасителя, восседающего во Славе, составила 12 метров, фигуры апостолов, обрамляющих купол, – 8.
Затем мозаику демонтировали, предварительно разрезав на небольшие «коврики», и отправили в Белград. Заблаговременно сербскими специалистами были подготовлены леса, грузовой лифт и все необходимое для монтажа. Работы были завершены в ноябре 2017 года, а 22 февраля 2018-го в Белграде состоялась торжественная презентация мозаичного убранства купола Храма Святого Саввы, выполненного российскими мастерами при участии сербских художников.
Следует учесть, что за всю историю христианства не создавалась такого размера и такой значимости композиция «Вознесение Господне» в технике мозаики. И отнюдь не случайно, что мозаика купола уже получила широкое общественное признание не только предстоятелей Сербской и Русской Православных Церквей, но и простых людей, прихожан храма.
– Работа над благоукрашением храма продолжается?
– На сегодняшний день мною выполнены все эскизные разработки для создания мозаики в алтаре храма.
– В Сербии вы расписали несколько храмов, жили, работая там. Что вы можете рассказать об этой стране и ее гражданах?
– Главное – в Сербии нет неверующих, все или практически все сербы – православные, воцерковленные люди. Они любят церковные службы, православные праздники, храмы всегда полны в эти дни. И они всей душой любят Россию и русских, не первое столетие защищающих маленькую балканскую страну от внешних агрессоров.
– Ваш собственный путь к православию начался с иконописи?
– Нельзя сказать, что я сначала начал писать иконы, а потом стал верующим человеком. Потому что заниматься иконописью можно только с верой в Бога, в этом я убежден. Другой вопрос, что сначала меня интересовала формальная сторона иконографии, например, построение двухмерного пространства вместо трехмерного в станковой реалистической живописи. Однако впоследствии я был поражен, насколько глубокая богословская основа заложена в каждом образе, в канонах и традициях его написания. Недаром иконы изначально выполняли функцию «Библии для неграмотных» – люди прошлых веков, в массе своей не умевшие читать, узнавали о земном пути Господа и деяниях святых, а также о событиях Ветхого Завета именно глядя на иконы. Кстати, художественное совершенство иконописных канонов – отнюдь не единственный образец высшего достижения человеческого гения в искусстве. Вы, например, можете назвать самый великий, самый гениальный сценарий всех времен и народов?
– Вряд ли…
– А он существует и написан в двух вариантах – святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом в первые века христианства. Это сценарий Божественной литургии, которая по распорядку, расписанному этими святыми, совершается и по сей день в храмах по всему миру.
– Можно ли сказать, что иконопись, храмовая роспись – дело сугубо каноническое, подчиненное строгим правилам, которые нужно скрупулезно выполнять?
– Безусловно, правила и каноны иконописи существуют, их множество, и все они имеют под собой серьезную богословскую основу. Их нужно изучать и знать досконально, это огромный пласт знаний, которыми с наскока не овладеть. Но это вовсе не значит, что следование канонам исключает творчество. Именно глубокое знание этих правил, вариантов и возможностей позволяет художнику творить, создавать свое, принципиально новое произведение, как это сделал, например, Андрей Рублев, написав, на первый взгляд, не совсем каноническую «Троицу». Там нет привычного изображения гостеприимства Авраамова, а именно в сюжете отсутствуют и Авраам, и Сара, которым явились три Ангела. У Рублева есть только сама Троица, символизирующая триединую сущность Господа. Тем не менее сюжет этой иконы был утвержден уже в те времена.
– А ваша работа в школе «Ярославская Икона» – какие основные плоды она принесла?
– Главное – из нее вышли хорошие художники, которые сейчас оформляют православные храмы по всему миру. Учиться в нашу школу «Ярославская Икона» приезжали художники не только из России, но и из США, Голландии и других стран, где они сейчас живут и работают, украшают храмы и пишут иконы. И теперь никого не удивляет, что современные художники, в частности, мои ученики владеют тем ремеслом, которым пользовались художники Средневековья.
– Николай Александрович, помимо таких крупных проектов, как мозаика Храма Святого Саввы, у вас хватает времени на другую работу?
– В паузах между большими проектами или параллельно удается реализовывать и более камерные вещи. Например, скульптура «Медведь» на улице Кирова в Ярославле. Или композиция «Карта зоны Юнеско», которую установили рядом с храмом Ильи Пророка. С идеей создания чего?то подобного ко мне пришел директор регионального департамента охраны объектов культурного наследия Дмитрий Турбин, и в итоге родился такой проект. Я сам люблю там на лавочке посидеть, смотрю, как ее разглядывают, фотографируют. Особенно детям она интересна – это радует.
– Появятся ли в Ярославле другие памятники вашего авторства?
– Сейчас я участвую в конкурсе проектов памятника князю Дмитрию Пожарскому и гражданину Козьме Минину в память о народном ополчении, собранном в Ярославле в 1612 году. Кроме того, одновременно в работе у меня несколько проектов.
– Ваш памятник Троице на ярославской Стрелке в первые годы после своего появления вызывал немало споров. Но именно к нему ярославцы понесли цветы в память о жертвах пожара в Кемерове…
– Конечно, этот факт меня поразил и растрогал. Но вообще история создания памятника Троице Живоначальной примечательна. Еще тогда, в 1995 году, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй во время встречи в его резиденции и представления проекта памятника вселил в меня уверенность, что Троица будет стоять рядом с восстановленным Успенским собором. В своем блокноте Патриарх написал по этому поводу слова преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на Живоначальную Троицу, мы должны преодолевать рознь мира сего». Когда же я сказал, что мое видение скульптурного образа Троицы вызывает много споров, то Патриарх произнес одну важную фразу: «А вы терпите и делайте». С тех пор я так и следовал этим словам. И хотя тогда, в середине девяностых, почти никто не верил в то, что на Стрелке в Ярославле будет стоять Успенский собор, в 2010 году вновь построенный храм был торжественно открыт.
Для справки
«… Автору проекта Н.А. Мухину, коллективу художников-мозаичистов и специалистам Фонда содействия ЮНЕСКО удалось благодаря высочайшему профессиональному мастерству и знанию древних традиций создать уникальное произведение искусства для всего православия в целом и прославить во Христе Великого Первосвятителя – Святого Савву Сербского, в честь которого и освящен храм …»
(из статьи доктора искусствоведения И.Л. Бусевой-Давыдовой о мозаике купола Храма Святого Саввы)
– У вас есть любимые художники?
– Любимых много, но это не значит, что они – мои кумиры. Понравиться может и работа признанного мастера, и начинающего студента художественного училища, с удовольствием смотрю на талантливые произведения. Но я уже достаточно взрослый человек, чтобы иметь такое право и пользоваться им – делать что?то свое в соответствии со своими представлениями о красоте и гармонии.
– Что самое трудное в вашей работе сегодня?
– Когда я работаю над иконой, над образом, все понимание Бога во мне должно быть максимально сконцентрировано. И это совершенно особое чувство, дающее право и возможность писать, иначе это называется молитва.
Насколько хорошо это получается – решаю уже не я, а люди, которые приходят в храм и видят в моих изображениях иконы – неважно, в какой технике они выполнены. «Красиво, как было», – слышал я от прихожан в храмах, где мне приходилось работать. И если учесть, что все мною написанное – вновь созданное, то это и есть главный смысл в моей профессии.
Досье
Николай Мухин родился в 1955 году в Костроме. В 1974 году окончил Ярославское художественное училище, в 2008?м – Московский художественный институт им. Сурикова. В 1985 году принят в члены Союза художников СССР.
В 1992 году с благословения тогда правящего архиерея Ярославской епархии Платона по инициативе Мухина открывается школа «Ярославская Икона». А 12 мая того же года во время своего визита в Ярославль Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освящает и благословляет школу.
С 1991 по 2002 годы художник занимался воссозданием росписей в храмах Свято-Введенского Толгского монастыря, интерьеров Крестовоздвиженской церкви.
В 1993 – 1995 годах работал над росписью православной церкви Покрова Богородицы в «Русской деревне» префектуры Ниигата в Японии, автор проекта скульптурной композиции «Три Ангела» в той же «Русской деревне».
В 1995 году стал автором скульптурной композиции «Троица Живоначальная» в историческом центре Ярославля, а также скульптурной композиции, посвященной 50?летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 1996 году Николай Мухин – руководитель школы «Ярославская Икона» – победил в конкурсе на право воссоздания росписей Храма Христа Спасителя в Москве. Вплоть до 1999 года им велась подготовительная и основная работа над заалтарной композицией «Дева днесь…» и «Чудотворными и явленными иконами Богоматери с Предстоящими» на хорах храма.
В 2001 году участвовал в росписи часовни Александра Невского в Ярославле.
Расписывал православные храмы в Грузии и Азербайджане, США, Мальте, Хорватии и особенно – в Сербии, где продуктивно работает вместе со своим коллективом художников уже не первый десяток лет.
С 2001 по 2013 гг. – член Президентского совета по вопросам культуры и искусства. Лауреат Государственной премии РФ 2011 года. Народный художник России, академик РАХ, член Президиума академии художеств. Удостоен множества церковных, профессиональных и государственных наград.
Работы Николая Мухина находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, фондах Министерства культуры России, Московском музее современного искусства, Ярославском художественном музее, Курской, Норильской и Тольяттинской картинных галереях, в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.
Персональные выставки проводились в России, Германии и других странах.
Кредо художника точно сформулировала его дочь Надежда, кандидат искусствоведения, академик РАХ: «Он живет в своем «Торжественном Одиночестве» – им, художником, придуманном мире, как он говорит, «в анахронизме», то есть
вне времени, отчего порой становится грустно…»