По инициативе губернатора Дмитрия Миронова ведется комплексная работа по сохранению ансамбля церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. На данном этапе завершаются разработка проектной документации и подготовка актов государственной историко-культурной экспертизы по реставрации керамического изразцового декора фасадов церкви, а также по восстановлению ограды и благоустройству территории.
– Хотим сделать так, чтобы абсолютно все посетители чувствовали себя здесь комфортно – и пожилые люди, и семьи с колясками, – сообщил губернатор Дмитрий Миронов – Около храма можно будет отдохнуть, а по его территории будет удобнее перемещаться. С проектом восстановления изразцов уже помогает Союз реставраторов России. В дальнейших планах – реставрация всех составляющих ансамбля: колокольни, Святых ворот, интерьера. По тысячерублевой купюре этот храм знает каждый житель страны. Он единственный в стране с пятнадцатью главами. На его фресках самое большое количество сюжетов в православном мире – более трех тысяч. Это символ региона, и нам нужно сберечь его.
В 90-х годах XVII века территория храмового комплекса была огорожена каменной стеной. Обветшавшая к середине XIX века ограда в 1875 – 1876 годах была заменена новой, установленной на прежнем месте. В настоящее время ярославской художественной мастерской «Реставратор» выполнены научно-исследовательские работы по реставрации исторической ограды и благоустройству территории комплекса церкви.
– Проведены инженерно-геодезические изыскания, натурные обследования и архитектурно-археологические обмеры, собраны архивные материалы для воссоздания конфигурации ограды, взяты пробы грунта, сделана съемка для дальнейшего благоустройства. Результаты обследований проходят камеральную обработку, – рассказал директор мастерской Денис Полещук. – На данный момент составляем дефектную ведомость и расчет объемов утраченных и необходимых для воссоздания материалов.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове является вершиной ярославской школы архитектуры и живописи XVII века. Ее первенство утверждается не только физическими габаритами и уникальностью композиции, но и богатством украшения фасадов – здесь использованы все известные на тот момент способы декорации каменных зданий: фигурный кирпич, покрывающий стены четверика, галерей и крылец, поливной многоцветный изразец, полихромная раскраска, позолоченные прорезные подзоры.