В прошедшем году в ДТП на дорогах Ярославской области погибли 167 человек, из них два ребенка. Несмотря на то, что эти цифры ниже, чем в 2018-м, ситуация продолжает оставаться тревожной.
О том, какие меры принимаются для повышения безопасности на дорогах региона, рассказал врио начальника Госавтоинспекции Ярославской области Антон Царев.
ДТП больше, но тяжесть меньше
В минувшем году на дорогах Ярославской области произошло 2086 ДТП.
– Количество аварий растет, а вот тяжесть их последствий сокращается. Динамика снижения смертности в ДТП наблюдается в течение нескольких лет. Перед нами была поставлена задача сокращения смертности в сравнении с итогами 2012 года. И в 2019-м мы достигли этого результата, – рассказал Антон Царев.
По-прежнему остро стоит вопрос с нетрезвыми водителями. Всего за рулем «под градусом» за год выявили 5128 человек. Часть из них – во время рейдов, другую, что немаловажно, – по сообщениям неравнодушных граждан по телефонам дежурной части ГИБДД. Так что любителям горячительных напитков есть повод задуматься. Ну а последствия предсказуемы: сначала лишение прав и штраф, а потом уже уголовная ответственность. И такие меры оправданны. В минувшем году с участием нетрезвых водителей произошло 297 ДТП, это больше 16% от общего числа зарегистрированных, в то время как по России этот показатель не превышает 12%. В таких авариях погибли 49 человек и 404 были ранены.
Есть нехорошая тенденция и с ростом числа ДТП, совершенных водителями в состоянии наркотического опьянения. В минувшем году они фигурируют в 284 происшествиях, это на 23% больше, чем за предыдущий период.
– Примерно такую же динамику мы озвучивали в 2018-м и вот теперь видим вновь, – сообщил исполняющий обязанности главного госавтоинспектора региона. – Мы выработали механизм взаимодействия с прокуратурой. После того как такой водитель лишен прав, их представители выходят в суд с требованием прекращения права управления. Вернуть его можно только после длительной ремиссии, подтвержденной документально.
Свою лепту в картину аварийности вносят и водители, имеющие малый стаж управления транспортным средством. По вине тех, кто за рулем менее двух лет, произошло 111 ДТП. В них 158 человек получили ранения, погибли 11, это больше на 450%!
– Большинство этих ДТП с погибшими произошло по вине водителей, учившихся не в Ярославской области. Но качество подготовки и в наших автошколах неудовлетворительное. Анализ показал, что только каждый второй водитель сразу сдает теорию, с площадкой без осечек справляется лишь каждый третий и только 15% способны сдать «город» с первого раза, – отметил Антон Владимирович.
Внимание: дети!
В 2019-м два ребенка погибли, 220 ранены в результате 175 ДТП с участием детей. При этом значительная доля аварий произошла, когда несовершеннолетние были пассажирами.
Вместе с тем сократилось число ДТП с детьми-пешеходами, меньше стало происшествий по детской невнимательности и неосторожности. Сами госавтоинспекторы считают, что свои плоды принесли профилактическая работа и занятия с детьми в школах и детских садах. Но при этом призывают не сдавать позиции и продолжать говорить о безопасности.
– Анализ показал, что выросло число ДТП с детьми, на одежде которых не было светоотражающих элементов. В них 19 детей пострадали, один погиб. К сожалению, даже в Ярославле не везде обеспечена хорошая освещенность дорог. ПДД обязывают использовать световозвращающие элементы для движения вне города, но я настоятельно рекомендую носить их в темное время и в городской черте, – сказал Антон Царев.
Карта опасных перекрестков
Выявлять нарушителей сотрудникам ГИБДД помогают камеры. В настоящий момент комплексы автоматической фото- и видеофиксации дислоцируются в аварийно-опасных местах региона. Из 85 приборов 31 стационарный, 48 – передвижных и 6 – мобильных, отслеживающих нарушения правил остановки и стоянки. Только последних нарушений в прошлом году зафиксировано 27 тысяч. А всего на основании этих данных выписано 784 тысячи постановлений о привлечении к ответственности собственников авто, нарушивших ПДД, в казну поступило без малого 240 миллионов рублей.
Однако не только нарушение скорости или несоблюдение ПДД приводит к авариям. Нередко сопутствующими факторами становятся неблагоприятные дорожные условия. Такие зафиксировали при 836 ДТП, в которых погибли 72 человека и более сотни получили ранения. Среди выявленных нарушений – отсутствие разметки, знаков, ямы и другие. По этим фактам к административной ответственности привлекли почти 1,5 тысячи должностных и юридических лиц.
Места концентрации ДТП отмечают на специальной карте. По итогам прошлого года их в регионе 81. При этом 25 носят стабильный характер и не изменяются в течение последних лет. Например, в Ярославле аварии регулярно происходят на Ленинградском проспекте на перекрестках с улицами Урицкого и Елены Колесовой, на перекрестке Московского проспекта и улицы Калинина.
– В Ярославле 48 мест концентрации ДТП, в Рыбинске – 8, в Угличе – 2. Семь мест на дорогах областной собственности, а 16 – на федеральных трассах, – перечислил Антон Царев.
Безопасность на дорогах, по словам Антона Владимировича, должна стать приоритетом.
– Среди задач, поставленных Президентом РФ, – создание безопасных и качественных дорог. Это глобальный проект с большим финансированием, который реализуется по всей стране. Часть средств в его рамках должна быть потрачена на обеспечение безопасности движения. В нашем регионе на эти цели уже направлено более 420 миллионов рублей, – отметил Антон Царев.
Уже построены и модернизированы 23 светофора, 27 участков дорог оборудованы искусственными неровностями, установлено более 6 километров удерживающего барьерного ограждения и более 12 километров пешеходных ограждений, 2,5 километра дорог освещены. Работы планируют продолжить и в нынешнем году. Решено, что они будут проведены на 20 дорогах областной собственности, 19 улицах Ярославля, двух – Тутаева и двух – Ярославского района. Запланированы строительство и модернизация 11 светофоров.
Автобусы-нарушители
В последнее время госавтоинспекторы отмечают рост числа ДТП, где виновной стороной стали водители общественного транспорта. За прошлый год их число выросло на 45%. В 74 авариях с их участием один человек погиб и 111 получили ранения.
В большинстве случаев происходило столкновение с другими машинами или падение пассажиров в салоне. Десять раз автобусы наезжали на пешеходов и дважды – на препятствие, три раза они съезжали с дороги.
Проанализировав причины аварий, в УГИБДД составили перечень нарушений. Среди них – неправильно выбранная дистанция, нарушение правил расположения на проезжей части и пересечения пешеходных переходов, несоблюдение очередности проезда перекрестков и перестроения, игнорирование сигналов светофора и выезд на встречку.
Вопиющим нарушением стало вмешательство в конструкцию автобусов.
– Было выявлено несколько машин, в салоне которых прикрутили дополнительные кресла для пассажиров. Один случай стал шокирующим. В автобусе, следовавшем на дальние расстояния, сиденья заменили на лежаки! – сообщил Антон Царев. – Его сняли с регистрации до тех пор, пока нарушения не устранят.
Фото из архива «Ярославского региона»