15 мая для мусульман начался священный месяц Рамадан. В эти дни необходимо соблюдать уразу. Кроме того, это время духовного очищения: верующим строго-настрого запрещено говорить о ком-то плохо, желать зла другому, сообщает Enter.
Татарстанский актер, мотоциклист и дизайнер рассказали о том, с какими сложностями им приходится сталкиваться в эти тридцать дней, и поделились, про что все-таки Рамадан: про моду или духовную необходимость?
Держать уразу я начал в 24 года. Не думаю, что держать пост — нечто необычное, все знают про него, и даже у нас, в театре, молодые артисты его соблюдают.
Организм уже привык: не только тело, а даже разум ждет Рамадан. У меня так получается, что все масштабные дела я откладываю в этот месяц, но тем не менее, все запланированное успеваю сделать.
И еще во время Рамадана я не чувствую своих больных колен и мне все время хочется улыбаться — не знаю от чего. Я не вижу проблем, не создаю их. В этом месяце само отношение меняется к каждой ситуации — получается посмотреть на все как бы со стороны. В обычные дни нервничаешь, волнуешься, а тут как будто тело отстраняется, появляется третье «я» и оно контролирует тебя. Не хочется ни сплетничать, ни ругаться, ни сквернословить, ни обижать кого-то. Я даже не даю себе установку — «вот не надо грубить», так и само собой получается.
Сколько себя помню — я всегда соблюдала уразу: традиция перешла от родителей. Когда в течение года ты ведешь нормальный образ жизни: занимаешься спортом и правильно питаешься, то организм за пару дней привыкает и перестраивается. Мне комфортно в этом состоянии, а мозг работает даже лучше, чем обычно.
Для меня не возникает вопросов — держать уразу или нет. Если я считаю себя мусульманкой, то это для меня является обязательным. Исключения бывают, но только если у человека проблемы со здоровьем или он в пути. А дальше уже идет духовная составляющая — почему я держу уразу? Я воспринимаю это как награду от Всевышнего. Все добрые дела, которые мы совершаем в этот месяц, приумножаются во много раз. В это время мы стараемся бороться со своими эмоциями и слабостями. Ученые вроде бы доказали: все, что мы делаем в течение двадцати одного дня, перерождается в привычки, и я надеюсь, совершать добрые поступки после уразы тоже становится привычкой.
Спасибо пожилым людям за то, что им удалось сохранить традиции: они держали уразу и в советское время, и в годы атеизма, и передали нам этот опыт.
Держать уразу я начал класса с девятого, но не все тридцать дней — это были просто пробы. Первой соблюдать пост начала мама, за ней и вся семья. Я тогда еще не совсем понимал что к чему: сказали не есть, и я следовал предписанию. Уже в более зрелом возрасте, получая знания в этой области, начал заниматься самоанализом и самовоспитанием и стал относиться ко всему более ответственно.
Я как раз учился в институте: бывало такое, что приезжаешь после учебы домой, часов в шесть-семь тренировка, а до нее не рекомендуется употреблять пищу. Поэтому ел финики, пил воду и ехал заниматься. В любом случае, религия в приоритете, потому что тренироваться можно каждый день, а пост отменять нельзя. Я даже провожу параллели со спортом — дерешься на татами и знаешь, что есть цель, которую ты хочешь достичь и прилагаешь для этого все усилия, несмотря на трудности с соперником. А здесь твой соперник — ты сам, и ты думаешь о награде Всевышнего, вот это конечная цель.
Все, кто давно меня знает, относятся понимающе к тому, что я держу уразу, а новым знакомым я сразу об этом не рассказываю. Но потом они тоже начинают относиться с пониманием: и люди другой веры, и люди, которые никогда не соблюдали пост. Тем более, у нас в Татарстане. Здесь проводятся республиканские ифтары, строятся мечети.
Фото: Enter