О том, как тему грядок – казалось бы, сугубо утилитарную! – обыграли художники, что их восхитило, что рассмешило, а что испугало на огороде, рассказывает самая женская выставка летнего сезона.
На холстах цветы, овощи, ягоды и фрукты в самых невероятных сочетаниях: царственные багряные пионы, согревающие сердце, как солнышки, желтые подсолнухи, отливающий золотом созревший виноград, рождающая в сердце светлую грусть клубника в шоколаде и другие летние мотивы. Июль во всей своей красе и буйстве красок! Название замечательной работы Натальи Молодцовой «Ангелы нашего сада» здесь как раз в тему, хотя и ностальгирует автор явно о чем-то более возвышенном – прекрасном и далеком.
И вдруг в самом центре этого пышного великолепия вырастает костлявая фигура Кощея Бессмертного зеленого мира: злодей в полтора человеческих роста растопырил руки-крюки и так натурально грозит нам, зрителям, что даже не сразу понимаешь: да это же высушенный борщевик! А чуть далее инсталляцию дополняет живописная работа: на ней тот же борщевик изображен уже с королевскими регалиями.
– Считается, что это грозный и опасный сорняк, армия которого наступает на нас и готовится захватить деревни, поля и садовые участки. Но я решила над ним посмеяться. Не бояться его, а бороться с ним – вот что нам необходимо, – улыбается автор произведений, ярославская художница Ольга Крючкова.
Тема борщевика, видно, ее увлекла не на шутку: в свое время на городской конкурс масленичных кукол она представила работу в виде все того же борщевика. И была отмечена жюри за оригинальность и нестандартный подход.
Пожалуй, это не столько индивидуальная особенность Ольги, сколько семейная традиция: мама любительницы флоры – ярославская художница Галина Есафьева (куратор выставки) – тоже может похвастаться очень необычным взглядом на мир. Ее графические работы так хороши, что хочется к ним возвращаться вновь и вновь. Чопорные дамы в пышных платьях, не знающие, чем занять себя на огороде, фрейлины, даже на прелестной полянке прекрасным солнечным утром продолжающие по привычке сплетничать и наушничать, прекрасные принцессы, сбегающие из душных залов дворца… Все как в сказках Андерсена!
– Я действительно очень люблю этого писателя. И детские книжки иллюстрировала не раз, – раскрывает тайну Галина Павловна. – Техника – тушь, перо и акварель – не терпит ошибок, поэтому требует тщательной проработки задуманного. Начинаю с акварельного пятна, его дополняет линия. Когда два этих элемента взаимоувязаны – возникает равновесие.
Первая книга, которую иллюстрировала Галина Есафьева, – «Страна Бурания». Это стихи для детей, написанные поэтом-сибиряком Вениамином Колыхановым. Вторая – «Дед Пихто и другие» – сказки о мифическом хозяине тайги в духе этнопрозы. Уроженка Томской области, позднее перебравшаяся в Ярославль, Галина Павловна обожает орнаменты, столь похожие на выведенные каллиграфическим почерком буквы, символизм в изображении природы, пронизанный духом древнего Востока. Все это ощущаешь в ее работах.
А портреты и натюрморты в технике горячий батик на хлопке Натальи Молодцовой поражают своей почти неземной красотой.
– Они такие благодаря эмоциям, которые меня тогда захлестнули. На портрете мои подруги из разных городов страны, с которыми я встретилась на художественной выставке в Москве. Мне так хотелось запечатлеть этот счастливый миг не только на фотографии, которая не может так, как картина, передать всю полноту ощущений автора и убрать второстепенное! – делится переживаниями Наталья.
«Черешня» и «Клубника в шоколаде» – ее произведения названы так, разумеется, не только из-за ягодных деталей, присутствующих на полотне. Главное – это насыщенный вкус жизни, творчества, общения, рождающий ощущение полноты счастья.
Участники выставки решили привлечь внимание зрителей к теме труда и отдыха на природе, в саду и огороде.