Буквы «на пуантах». Ярославцы вошли в число лучших каллиграфов мира

17.05.2020 13:52 0

Буквы «на пуантах». Ярославцы вошли в число лучших каллиграфов мира

Ярославцы вошли в число лучших каллиграфов мира. А красивый почерк может быть искусством и… профилактикой сколиоза.

Единственная в России школа, имеющая государственную лицензию на преподавание каллиграфии, находится в Ярославле. А в этом году при ней открылся еще и музей русского национального письма. Главная мысль, которую ее основатель Юрий Аруцев старается донести до широкой общественности: красивое письмо важно не только для эстетики. Оно помогает сохранить зрение, сформировать правильную осанку и дает простор для интеллектуального и творческого развития.

Респект чистописанию

– Каллиграфия в переводе с греческого – «красивое письмо». Но было бы упрощением ассоциировать ее лишь с аккуратным и четким почерком. Это искусство передавать эмоцию графическими средствами, – говорит ярославна Арина Лаури.

Есть люди, для которых жизнь – как дорога федерального значения: они ставят перед собой цель и устремленно движутся к ней, все вперед и вперед. Другие ищут свою судьбу, следуя внутреннему голосу, и порой сами не подозревают, насколько значимым окажется для них следующий поворот. Так случилось и с Ариной Лаури: очень творческий человек, она «примеряла на себя» разные профессии, а призвание свое нашла, поступив на курс «Русская каллиграфия и вязь» в институте развития образования. В последующие годы она заявила о себе в качестве яркого и самобытного мастера, дизайнера, преподавателя, а на проходившей в Москве VI Международной выставке каллиграфии наряду с еще тремя ярославскими представителями этой редкой профессии – Натальей Ворониной, Ириной Молчановой и Юрием Аруцевым – вошла в число ведущих каллиграфов мира.

Собственно, Юрий Иванович стоял у истоков создания школы каллиграфии в Ярославле.

– Все начиналось с кружка?студии, открытого в гимназии №3 областного центра более десяти лет назад. Уже в первый год после старта были разработаны педагогические методики, которые в дальнейшем позволили нам единственным в России получить государственную лицензию на право преподавания каллиграфии. Сейчас мы работаем по 28 направлениям образовательной деятельности, – рассказывает Юрий Аруцев.

Для него каллиграфия начинается с создания функционального пространства, обеспечивающего правильную физиологию и технику письма. То есть на первом месте здоровье, что неудивительно, ведь Юрий Иванович по первой своей профессии – доктор, более того, он вра-эксперт высшей категории.

– Сегодня физиологии и технике письма в школе уделяется до обидного мало внимания. Последствия этого проявляются не только в виде плохого почерка – это?то как раз меньшая из бед. Испорченная осанка, близорукость, неуспешность в освоении учебного материала – вот результат пренебрежения правилами чистописания, – удивляет Юрий Иванович.

Многие родители учеников начальной школы столкнулись с тем, что детские каракули не разобрать. Буквы скачут, как птички на жердочке, то вправо качнутся, то влево. Папы и мамы хватаются за голову, требуют переписать текст заново, но второй раз получается еще хуже, потому что ребенок уже устал да и не умеет он по?другому. И по мере ускорения учебного процесса проблемы растут как снежный ком.

– Классическая парта с наклонной столешницей, спинкой и подставкой для ног гораздо лучше с точки зрения детской физиологии, чем современный стол с обычной горизонтальной поверхностью. Изобрел ее во второй половине XIX века знаменитый российский гигиенист, профессор Московского университета Федор Эрисман, озаботившийся ростом числа близоруких детей в старших классах и разработавший рекомендации к освещению учебных аудиторий и новую конструкцию школьной мебели. Позднее она получила широкое распространение не только в России, но и в других странах мира, – вводит в курс дела Юрий Аруцев.

Вместо гантелей… перо

Если поверхность горизонтальная – взгляд ученика «рикошетом» отскакивает от нее, а если наклонная – падает точно куда нужно. Спинка парты «держит» спину, не давая развиться опасному сколиозу. Положение рук тоже немаловажно: если локоток имеет твердую опору, не возникает перенапряжения мышц, они не деревенеют, школьник не переутомляется. Но стоит ему отклониться от оптимальной для письма позы всего на несколько сантиметров – гармония нарушается, что сказывается не только на почерке, но и на качестве усвоения материала.

Каллиграфия создает основы для правильного и красивого письма и помогает исправить ранее допущенные ошибки в обучении.

Причем не только с точки зрения пластики – то есть выработки согласованности в работе глаз, мышц плечевого пояса, руки в целом. Нейробиологи установили: при каллиграфическом письме активизируется речевой центр и отвечающее за творческое развитие правое полушарие головного мозга. Систематические занятия развивают внимание, кратковременную и образную память, креативность. Недаром каллиграфию очень ценил один из пионеров цифровой эры Стив Джобс.
– А китайцы несколько лет назад приняли закон об обязательном преподавании ее в школе, – сообщил Юрий Аруцев.

В Поднебесной к ней особое отношение: исторически ее считали одним из изящных искусств наряду с поэзией и живописью. И всячески подчеркивали ее оздоровительный эффект. Так, китайский ученый-исследователь, доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу превозносил письмо-рисование за то, что оно «не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Он напоминает тайцзи?цюань». А это, как известно, общеукрепляющая часть боевых единоборств.

Вензеля Золотого кольца

Но у наших соотечественников, пожалуй, куда больший эмоциональный отклик вызовет сравнение ее с балетом: танцем, доведенным до совершенства. Скажи «буквы на пуантах» – и возникает образ чего-то прекрасного, возвышенного, достойного быть включенным в музейную экспозицию. И такой музей в Ярославле недавно открылся. Почетное место в нем заняли работы Юрия Аруцева.

– Сложная эпидемическая обстановка – не повод впадать в уныние. Наш музей русского национального письма зря времени не теряет, его сотрудники, находясь на вынужденной изоляции, разбирают архивы и активно занимаются творчеством, – сообщил Юрий Иванович.

Основатель музея в последние недели написал целый ряд замечательных каллиграфических работ, многие из которых займут достойное место в экспозиции. Особенно ему удалось продолжение начатой в 2013 году серии «Ожерелье русских городов» о городах Золотого кольца России: в каждой картине название города, написанное пушкинским стилем, украшено ярким каскадом вензелей с вплетенным в него графическим изображением центрального собора. А сколько замечательных каллиграфических текстов, экслибрисов, логотипов, монограмм для россиян и иностранцев создал мастер за 40 лет увлечения каллиграфией!

От королевы до президента

На международной выставке в Москве наши соотечественники на фоне коллег с мировым именем выглядели достойно. А приезжали в столицу нашей страны именитые мастера. К примеру, личный каллиграф английской королевы Тимоти Ноуд. Он плодотворно работает в Геральдической палате Ее Величества в Лондоне художником по геральдике и каллиграфом, оформляя родословные, разрабатывая гербы для выдающихся наших современников, которых королева посвящает в рыцари. В канцелярии Палаты лордов создает и иллюминирует официальные бумаги, которые выдаются по приказу или от имени Елизаветы II: королевские хартии, повестки в палату лордов и Верховный суд, а также согласие монархини на бракосочетание члена королевской семьи. По эскизам Тимоти Ноуда королевский монетный двор печатает монеты и медали. Например, дизайн медалей к золотому и бриллиантовому юбилеям королевы создал именно он. А другой видный представитель этой профессии американец Майкл Салл в свое время писал официальные приглашения на статусные мероприятия от имени американского президента. Так продолжаются вековые традиции. Но молодые и амбициозные российские дизайнеры рукописных текстов ищут новые пути. К примеру, модельер Виолетта Лангас недавно представила коллекцию дизайнерской одежды с каллиграфией. Представьте: платье белое как лист бумаги, и на нем красивым почерком написано мудрое послание к миру или очень нежное – к любимому человеку. Крещендо экспрессии!

Эмоциональную составляющую в древнем искусстве подчеркивает и талантливый ярославский каллиграф Арина Лаури.

– Свою творческую мастерскую я назвала «Перья» не только потому, что перо – это главный инструмент каллиграфа. Наше искусство дарит ощущение полета, потому что творить – значит летать, – отмечает Арина.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Дорогу Данилов – Пошехонье отремонтируют к концу августа В Ярославле осудят экс-сотрудника медуниверситета по обвинению во взятничестве «Шинник» на своем поле обыграл одного из аутсайдеров ФНЛ Ярославские депутаты перед Новым годом осчастливили детишек Уход за тату от первого дня до полного заживления

Последние новости