Четверть века – ровно столько исполнилось в ноябре Ярославскому муниципалитету, главному органу представительной власти в областном центре и основному, базовому институту демократии. Накануне юбилейных торжеств «Северный край» побеседовал с главным городским парламентарием – председателем муниципалитета Ярославля Артуром Ефремовым о том, как работает один из наиболее серьезных и авторитетных органов городского народовластия сегодня.
– Артур Евгеньевич, вы, как действующий председатель муниципалитета, в чем сейчас видите главные задачи этого института?
– В первую очередь это принятие консолидированных решений по основным направлениям жизни Ярославля. Таким как экономика, городской бюджет, местные налоги – на землю, на имущество, ЕНВД; принятие прогнозного плана приватизации муниципального имущества, градостроительные нормы и регламенты, в том числе Генплан, правила землепользования и застройки; схемы размещения рекламных конструкций. И это, конечно, далеко не все. В частности, очень важны вопросы рассмотрения финансовых итогов работы муниципальных предприятий, принимаемые нами решения по городской собственности, проведение публичных слушаний.
Также в зоне нашего внимания и важнейший социальный блок – работа учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта, а также вся городская инфраструктура. Принимаем решения по их функционированию и развитию. Для жителей очень актуальны текущие вопросы благоустройства, внешнего облика города, работы всего комплекса ЖКХ, которые мы регулярно обсуждаем, определяем правила благоустройства, уборки, деятельности управляющих компаний.
Наконец, в нашем ведении – правовые вопросы: принятие городского устава, изменение и утверждение герба, флага, гимна Ярославля. То есть, по сути, практически вся жизнь большого современного города, столицы Золотого кольца России находится в поле нашей ответственности.
– Сейчас, на последних заседаниях, в работе комиссий какие вопросы, проблемы, задачи – приоритетные?
– Грядет декабрь, а значит, будем принимать городской бюджет на следующий год. В этом вопросе мы с Ярославской областной Думой синхронизируемся, наш примем после того, как область определится с доходами и расходами региональной казны.
В октябре мы приняли решения по основным налогам, сейчас готовим общий проект бюджета, детально разбираемся.
Главный вектор развития города в следующем году – выполнение национальных проектов: строительство детских садов, школ, ремонты дорог, благоустройство дворовых территорий.
Наш регион участвует во всех президентских нацпроектах, разработаны собственные областные программы, предусмотрено немалое федеральное финансирование, поэтому и нам необходимо запланировать, заложить в бюджет все возможные средства, источники, чтобы исполнительная власть смогла выполнить поставленные задачи максимально качественно и в срок.
– Муниципалитет будет контролировать выполнение этих задач?
– Обязательно. Более того, с коллегами из областной Думы мы обсуждаем, как обеспечить максимальное ресурсное участие в нацпроектах. Допустим, если выбор подрядной организации для строительства детского сада, ремонта городской территории происходит строго в рамках 44-ФЗ, то мы можем, да более того – должны разработать и предложить ряд поправок даже на федеральном уровне, чтобы к выполнению таких заказов привлекались только подготовленные подрядчики с хорошей репутацией, базой, возможностями. Это очень важно!
– Артур Евгеньевич, если продолжить бюджетную тему – уже можно говорить об исполнении бюджета за 2019 год?
– Мы ежеквартально подводим итоги исполнения бюджета, сейчас готовы данные за 9 месяцев. Пока город очень хорошо отработал в плановых показателях доходов – это 7300 – 7500 миллионов рублей. По программе приватизации, некоторым другим источникам мы даже немного перевыполнили план бюджетных поступлений. Эти дополнительные средства пошли на ремонты в школах и детских садах, на благоустройство, в частности, устройство уличного освещения. А самое главное – мы реализуем все обязательства по расходам без взятия дополнительных кредитов.
– Как выстраивается общение городских депутатов с избирателями, работа с обращениями граждан?
– По двум основным направлениям: первое – непосредственно в муниципалитете, когда принимаются решения, касающиеся всего города Ярославля и его жителей. Сначала эти решения прорабатываются на профильных комиссиях, в рабочих группах со специалистами, с мэрией, затем выносятся на заседание муниципалитета, где каждое предварительное решение одобряется или не одобряется большинством депутатов.
Напомню, что все наши заседания открытые, на них могут присутствовать граждане, а кроме того, наши аккаунты есть во всех социальных сетях, всегда можно написать, дать обратную связь и получить ответ. Также сейчас мы будем запускать новые проекты прямой связи.
И второе направление – активность депутатов в своих округах, в непосредственном контакте с избирателями. Это и работа помощников – общественников, и депутатский прием, и проведение субботников, праздников, других мероприятий.
Я сам стараюсь быть максимально открытым для ярославцев, нет никаких проблем с тем, чтобы попасть ко мне на личный прием. Обращений от граждан поступает много, как в округах, так и сразу к нам в муниципалитет – например, по вопросам работы управляющих компаний, учреждений социальной сферы, ЖКХ, благоустройства. Мы их рассматриваем по существу, определяемся, чем можем помочь, направляем в профильные департаменты, занимающиеся каждой конкретной проблематикой, требуем потом ответа по результатам наших запросов.
Если проблема не снимается, собираем совещания, обсуждаем варианты – и решаем. Важно понимать, что в процессе принятия любых решений у нас есть четкий критерий – развитие Ярославля, причем во всех направлениях.
– Как муниципалитет взаимодействует с Ярославской областной Думой, с правительством региона?
– Хочу подчеркнуть, что у нас с коллегами из Ярославской областной Думы выстроены очень четкие, качественные рабочие отношения. Притом что около 20 депутатов регионального парламента выдвигались по округам города Ярославля, то есть они работают фактически вместе с городскими народными избранниками, объединяют ресурсы, решая конкретные проблемы, текущие задачи, организовывая мероприятия по своим округам.
Председатель облдумы Алексей Константинов максимально открыт для конструктивного взаимодействия, ориентирован на работу с каждым муниципальным советом, и особенно – с муниципалитетом Ярославля как представительным органом областного центра. Нас приглашают на все заседания комитетов, включают в рабочие группы, запрашивают нашу позицию по решениям, которые принимаются на уровне региона.
Взаимодействие с правительством области – прежде всего предметная работа с руководством департаментов, особенно это касается имущественных, земельных вопросов, размещения рекламных конструкций и решения других задач. И директора департаментов, и заместители председателя правительства области, заместители губернатора всегда нас поддерживают информационно и организационно. Конечно, с нашей мэрией мы одна команда, выстроена система, позволяющая не тратить время на предварительные какие-то церемонии, а сразу вместе работать по каждой конкретной проблеме. Обязательно подчеркну, что командная работа – также один из главных принципов взаимодействия всех депутатов муниципалитета нашего созыва, как и общая ответственность, нацеленность на результат, за что я очень благодарен коллегам.
– Это действительно большое достижение – конструктивная работа и в самом муниципалитете, и с властью на всех уровнях! А если сравнивать современный Ярославский муниципалитет с тем, что появился 25 лет назад, – в чем их сходство и основные различия?
– Например, в количестве депутатов: в первом созыве их было 22, сейчас – 38. И первый муниципалитет только на два года избирался, в отличие от нас, «пятилеток». Конечно, сегодня мы работаем в гораздо более устойчивой социальной, экономической, политической системе, чем в «лихие девяностые». Тогда бюджет принимался не на год – только на три месяца, полгода. Далеко планировать не приходилось, не было условий из-за инфляции, меняющейся политической обстановки. Работали на условиях бартера, принимали на баланс от предприятий детские сады, санатории… Огромная, сложнейшая работа! Сейчас, конечно, такого «экстрима» нет. Мы можем работать и работаем без популизма, спокойно и продуманно, с возможностью принимать системные решения на год, а то и на 2 – 3 года вперед. С другой стороны, перед нами стоят важнейшие вопросы развития города, который должен соответствовать своему статусу столицы Золотого кольца, быть по-настоящему удобным, комфортным, эстетичным – в первую очередь для своих жителей.
– Вы можете отметить наиболее важные решения уходящего года?
– Это выборы мэра города Ярославля, которым стал Владимир Волков. Внесение изменений в Генплан, в правила землепользования и застройки, принятие бюджета.
– Артур Евгеньевич, и традиционный вопрос о планах на будущее – что ждет ярославцев, над чем предстоит работать депутатам в первую очередь?
– Следующий, 2020 год станет годом двух важнейших юбилеев – 75-летия Великой Победы и 1010-летия нашего города Ярославля, основанного, что символично, в 1010 году. Кроме того, недалек и 2022 год, когда в Ярославле состоятся игры чемпионата мира по волейболу – благодаря губернатору Дмитрию Миронову нам удалось победить в конкурсе на право их проведения. Сейчас идет серьезная работа над проектно-сметной документацией будущего волейбольного центра, до конца года она должна быть закончена. И в любом случае предстоит решить серьезные задачи по приведению в порядок городских улиц, площадей, всей инфраструктуры Ярославля, чтобы достойно провести торжественные, праздничные мероприятия в 2020 году, принять множество гостей.
Следующий этап – к 2022 году качественно подготовить областной центр к проведению спортивного форума, после которого город еще больше приблизится к тому состоянию, в котором мы все хотим его видеть, а также жить, работать, отдыхать здесь. Искренне надеюсь, что нам удастся сделать все возможное для этого.