Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

04.11.2017 7:10 0

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Владимир Высоцкий – поэт, композитор, музыкант, певец, артист театра и кино – был пьяницей, потом запойным алкоголиком, потом наркоманом. Он устраивал «левые» концерты, по сути незаконные «шабашки», на которых зарабатывал деньги. Кого угодно за все это честной народ удавил бы на первом суку. Но Высоцкого любят до сих пор. И будут любить. Почему?

Все свои активные годы (с начала 60-х до 80-го года прошлого века) Высоцкий был совестью и голосом народа. Чтобы понять почему за песнями Высоцкого гонялись и готовы были за них душу дьяволу продать, представьте себе очень простую ситуацию. Вы подчиненный и вам нужно сказать всю правду вашему начальнику. О том, что этот начальник не так уж и хорош, он несправедлив и т.д. Или то же самое вам нужно сказать высокопоставленному чиновнику, от которого зависит ваша судьба. Сможете? Согласитесь, в ответ на этот вопрос очень многие признаются себе, что не смогут В СССР все годы существования этой страны была такая ситуация, при которой говорить правду о недостатках жизни было весьма чревато. За это при Сталине могли расстрелять, а при Брежневе отправить в психушку. И люди боялись говорить.

А Высоцкий не просто говорил, он пел. Громко, надрывно, очень точно и очень талантливо описывая все, что в жизни происходит. Высоцкий, между прочим, не был ни диссидентом, ни антисоветчиком, он был типичным советским человеком и как все стремился к социальной справедливости. Просто в отличие от многих партийно-советских руководителей и авторитетных деятелей страны он не был ни циничным, ни двуличным. Он был честным во всем. И когда Высоцкий умер, а в стране началась горбачевская перестройка, в обществен наступило прозрение.

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Спросите сейчас кого угодно из тех, кто хорошо знает творчество Высоцкого нужно ли нам его помнить и любой вам скажет, что обязательно нужно. Спросите нужно ли нам заботиться о сохранении его памяти, и любой вам скажет, что да, нужно заботиться. Спросите у любого чиновника, хозяйственного руководителя, общественного активиста, и они тем более скажут, что таких, как Высоцкий нужно и помнить, и о сохранении их памяти заботиться. Однако, в Челнах есть монументальное доказательство того, что нам всем, от властей города до его граждан сейчас не хватает совести позаботиться о том, чтобы дело Высоцкого (не его пьянство, а именно дело: честное, талантливое творчество) продолжало жить в нашем городе. Доказательство это – история памятника Высоцкому, который установлен в Челнах напротив здания бывшей гостиницы, где Высоцкий вместе с труппой театра на Таганке жил около месяца в 1974 году. Эту историю «Челны 24» рассказал автор памятника Владимир Нестеренко. История началась в самом конце 90-х годов.

- В то время генеральным директором КамГЭСэнергостроя был Ельцов Виктор Николаевич. Как-то мы с ним разговаривали, и он спрашивает: «Как ты считаешь, вот Высоцкий был в Набережных Челнах, жил в гостинице, выступал. Ему памятник нужен?» Я говорю: «Ему памятник нужен не потому, что он здесь был, здесь жил и выступал, а потому что это для нашей культуры и для нашего государства явление. Это велики поэт. Ему не только у нас, а в каждом городе надо поставить памятник». Ельцов спрашивает: «А ты не смог бы памятник ему сделать?» Я говорю: «Смог». И на этом мы расстались.

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Фото Николая Туганова

Слово «смог» сработала в мозгу Нестеренко как пусковая кнопка в компьютере. С этого момента он потерял покой, жил Высоцким. Слушал его песни. Смотрел кинофильмы и спектакли с его участием. И все пытался понять каким же должен быть памятник. Один за другим рисовал наброски, эскизы. Вся квартира была завалена этими набросками и эскизами, вспоминает Нестеренко. В один прекрасный момент ему вспомнилось стихотворение Лермонтова «Поэт». Конкретно вот эти строки:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

- Колокол! Творчество Высоцкого пробуждало в людях стремление к добру, к справедливости. Песни его разлетались мгновенно по стране, люди испытывали в них потребность. Поэтому колокол. Большую роль играла гитара, песни. Свои стихи он преподносил через песни. Поэтому фрагменты растерзанной гитары. Почему растерзанной? Гитара символизирует трагизм его жизни, отданной творчеству. Через которое он пытался противостоять злу и несправедливости. И в этом он шел до конца. Струны. Внизу звезда. Струны символизируют лучи света от звезды Высоцкого, упавшей на сцену. Внизу основание памятника – это как бы сцена. Направленный сквозь рубиновую звезду скользящий луч света вдоль струн должен был уходить вверх в бесконечность, - раскрывает свой замысел автор.

Он нарисовал памятник и с ним пришел к Ельцову. Решили, что нужно показать будущий памятник в Театре на Таганке, где Высоцкий служил много лет и неподражаемо играл Гамлета. Тогда театром руководил тот самый Юрий Любимов, который этот театр создал и пригласил в него Высоцкого, под началом Любимова работали друг Высоцкого Валерий Золотухин и многие товарищи и партнеры великого певца и актера.

- Я изготовил макет памятника ,и мы приехали в Театр на Таганке, чтобы, как сейчас говорят, сделать презентацию. Показали памятник Любимову, Золотухину и другим. Понравилось. Вдруг кто-то из артистов говорит: «Да это нереально будет сделать!» Любимов спрашивает: «А вы сможете это сделать?» Я говорю: «Сделаем!» Уже когда мы уходили Любимов и его заместитель меня позвали, я вернулся к ним. Любимов руку мне пожал и говорит: «Я вам совет дам один. Никого не слушайте, делайте так, как вы считаете нужным. Это будет лучший в России памятник Высоцкому!» Как оказалось, Высоцкий при жизни не любил памятники в виде скульптур и себе не хотел такой. Это мне тоже Любимов сказал.

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Сын Владимира Высоцкого Никита. Фото из архива Владимира Нестеренко

Вернулись в Челны, провели совещание в КамГЭСэнергострое, создали Фонд Высоцкого, чтобы было куда собирать деньги на строительство памятника. Но вот здесь начинается, пожалуй, самое интересное. Получилось так, что памятник сделали… фактически без денег! Как только мастера узнавали, что это памятник Высоцкому, в их душах начинал звучать колокол совести пробужденной его песнями. И о деньгах думали в последнюю очередь.

- Передо мной встал вопрос: как сделать колокол? На нашем литейном заводе не было необходимого технологического оборудования, Я все-таки привез макет в модельный цех нашего литейного завода.

Колокол в макете разделили на части и по частям начали его отливать. Макетчики умудрились сделать оснастку. И отлили колокол из серого чугуна. Сварку частей колокола производили на заводе металлоконструкций «КамГЭСэнергостроя».

- Я там жил и спал в цеху. Холодно было очень. Но рабочие! Я преклоняюсь перед рабочими! Чугун варить не так просто. Тем более, что по ходу работ я исправлял что-то где-то. Когда колокол собрали, я мелом нарисовал как его обрезать. Тут же это все делали, - вспоминает Нестеренко.

Готовый многотонный по весу колокол надо было вывозить с завода. К этому готовились тщательно. Дней десять делали специальную оснастку, чтобы ценное изделие уложить как надо. Искали и подготавливали железнодорожный путь. Вот, казалось бы, все уже готово. Вечер. Рабочие собираются домой. А Нестеренко смотрит то на упакованный колокол, то на ворота цеха и в нем все сильнее растет тревога: не пройдет! Высоты ворот не хватит!

- Я побежал к начальнику смены. Вместе стали замерять ворота и точно! Колокол на платформе на 7 сантиметров выше!

Подняли тревогу в цеху. Рабочие забыли и про дома, и про семьи. Начали прикидывать-рассчитывать как переложить колокол, чтобы он выехал и не пострадал. За временем никто не следил. Возились полночи, но колокол к отправке подготовили.

- Помните, в былые годы нам по телевизору показывали как космический корабль торжественно, величаво на космодроме «Байконур» вывозили на стартовую площадку? У меня эта картина возникает перед глазами, когда я вспоминаю как вывозили с завода колокол Высоцкому. Торжество было неописуемое, все апплодировали будущему памятнику как артисту! – вспоминает автор.

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Никита Высоцкий и Владимир Нестеренко. Фото из архива Владимира Нестеренко

Пока заводчане отливали и скрепляли части колокола, коллектив КамГЭэнергостроя взял на себя заботы о фундаменте, о подготовке территории. Но нужен был еще гранит. И не просто гранит. Пойдите посмотрите, гранитное основание памятника выложено вкруговую из мелких гранитных блоков. Более 50 фрагментов толщиной от 10 до 30 сантиметров. Их еще нужно было где-то изготовить.

- Поехали мы с Мамедовым (председатель фонда Высоцкого) в Екатеринбург на Исетский гранитный карьер. Пришли на гранитный завод. Там собрали рабочих, человек 200. Я им рассказал про памятник Высоцкому, проект показал. Им понравилось. Мы говорим, что вот только денег у нас немного, заплатить как следует за работу не сможем. "Ладно, - говорят, - мы сделаем вам гранит! Пусть это нашим вкладом будет в святое дело для России!"

Примерно через три месяца гранит во фрагментах пришел. Упакованный в ящиках и аккуратно завернутый. Каждый блок пронумерован. Как будто хрусталь везли. На месте его разложили и все сошлось тютелька в тютельку. До миллиметра. Как будто блоки не за сотни километров, а на месте установки памятника вымеряли и вытесывали!

- Мне хочется поклониться этим людям! – признается Нестеренко.

В 2003-м году памятник – колокол, звезда, гитара, струны – стоял на месте. Состоялось торжественное открытие. В газетах расписали все особенности памятника. Но… памятник остался незавершенным. Потому что колокол, струны, гитара – это лишь часть памятника, символ присутствия Высоцкого. А его дело должно было продолжаться в амфитеатре, который примыкал к памятнику, и который тоже спроектировал Нестеренко. В амфитеатре должны были собираться барды, музыканты, художники, поклонники. Здесь должны звучать песни, стихи как самого Высоцкого, так и других поэтов. Здесь должен был жить дух свободного, честного творчества.

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Амфитеатр. Фото из архива Владимира Нестеренко

Вот на амфитеатр понадобились деньги. А денег не было. Поэтому памятник и остался незавершенным. После 2003 года колокол Высоцкого начал звонить властям города. Сначала журналисты на одном из публичных мероприятий спросили у мэра города Ильдара Халикова почему памятник Высоцкому уже несколько лет остается недоделанным.

- Да мы бы доделали, но вот Нестеренко хочет, чтобы все было по его проекту, а на это 25 миллионов рублей нужно, - посетовал Халиков. И тут раздался голос:

- А 25 миллионов – это что, такие уж большие деньги?! Найдите и доделайте памятник!

Голос принадлежал не кому-нибудь, а депутату Государственной Думы от Набережных Челнов Олегу Морозову. Казалось бы, после такого голоса памятник однозначно должны были доделать. Но не доделали.

В 2015-м году колокол Высоцкого прозвучал властям города еще раз. Началась реализация обширной программы возрождения и обустройства парков и скверов. Набережным Челнам на эти цели из бюджета республики ежегодно стали выделяться сотни миллионов рублей. Амфитеатр у памятника Высоцкому – это не что иное, как сквер. Нужно было всего миллионов 30-35, чтобы в городе появился не просто сквер, а центр культуры под открытым небом. Причем такой центр, куда не надо было бы для массовости и под видом просвещения «добровольно-принудительно» приводить старшеклассников или трудовые коллективы муниципальных учреждений. Люди пришли бы сами.

Челнам не хватает совести, чтобы завершить лучший в России памятник Высоцкому

Амфитеатр. Фото из архива Владимира Нестеренко

Но денег не нашлось. Точнее сказать, их не нашли. Проступили иначе. Беспардонно, цинично нарушили авторское право, проект создателя памятника и вместо амфитеатра сделали обычную круглую площадку. Поставили скамейки. А колокол зачем-то выкрасили серой краской, хотя по проекту он должен быть выкрашен под бронзу.

Нестеренко боролся. Писал письма в мэрию и напоминал о своих авторских правах. Обращался к людям, лично знавшим Высоцкого и имеющим большой авторитет в России. Например, к кинорежиссеру, актеру и сценаристу Станиславу Говорухину, снявшему знаменитый сериал «Место встречи изменить нельзя». В его письмах есть такие строки: «Это должно быть культовое место для патриотического воспитания молодежи в лучших традициях первопроходцев КАМАЗа, воспетых в стихах и песнях, театральных постановках и кинофильмах, запечатленных в судьбах конкретных людей, чьи дети и внуки должны принять эту великую эстафету. Это должен быть своеобразный театр под открытым небом, где будут проводиться фестивали патриотической и авторской песни, литературные чтения, встречи с первопроходцами КАМАЗа и кумирами молодежи, а также множество других мероприятий, осененных одной духовной идеей – любви к нашему лучшему в мире городу, к нашей республике и стране». Очень убедительно. Но не помогло.

Лучший в стране (вспомните Любимова!) памятник Высоцкому остается фактически изуродованным и в таком виде никому не нужным. Смотришь на него и думаешь, может это у чиновников генетическое? При жизни власти Высоцкого недолюбливали, побаивались и мечтали, чтобы он замолчал, не пел. Так может и сейчас те, кто может найти деньги на амфитеатр, на то, чтобы памятник обрел свой вид и смысл, просто не хотят этого делать? Им же не нужны свободолюбивые, смелые, способные на талантливую критику люди. Да и мы все хороши. Спросите у кого-угодно дал бы он сейчас денег на памятник Высоцкому, на амфитеатр? Почему-то думается, что немного найдется желающих. А песни нравятся.

Сергей ИСИЧКО

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

43-е заседание Государственного Совета Татарстана пятого созыва состоится 19 ноября Новый детсад во Фрунзенском районе Ярославля пообещали сдать до конца декабря В последние дни года в Татарстане ожидаются заморозки до -32 градусов Ярославский областной Дом народного творчества отметил 80-летие Дорогу от села Купанского до Нагорья планируют сдать до конца сентября

Последние новости