Гуляю я по городу и вдруг вижу старую знакомую, которая несет семь коробок с обувью. «И куда столько накупила?» – спрашиваю ее. Вроде живет она вдвоем с мужем, и такое количество пар обуви, купленной за раз, показалось мне за гранью разумного. «Ты что, не знаешь, обувь скоро подорожает, вот и запасаюсь!» – услышала в ответ. Из ее сумбурного рассказа поняла, что грядут какие-то изменения в правилах продажи. И решила разобраться, что происходит.
И вот что удалось выяснить. С 1 марта производители обуви будут обязаны наносить уникальный цифровой код на каждую пару, которую выпускают. Зачем? Ответ простой и логичный: маркировка нужна для отслеживания государством движения товара от производителя или импортера до каждого покупателя. Предполагается, что она поможет в борьбе с контрафактной продукцией, с рынка уйдут производители, укрывающие реальные доходы. При этом покупатели смогут получать достоверную информацию о своем приобретении. А то помните историю, когда дорогие австрийские мужские ботинки шили… под Ярославлем.
До недавнего времени обязательной маркировке в России подвергались только алкоголь и меховые изделия. В 2019 году список маркируемой продукции пополнили табачные изделия, обувь, духи и туалетная вода; шины и пневматические резиновые покрышки; вязаные трикотажные женские блузки, блузы и блузоны; верхняя одежда; белье (постельное, столовое, туалетное, кухонное); фотокамеры, фотовспышки.
Товар – в нашем случае это сапоги, ботинки, туфли и т.п. – будет маркироваться на этапе производства, и с этого момента каждая пара окажется, что называется, в зоне особого внимания: каждое ее перемещение начнет фиксироваться в специальной информационной системе «Честный знак». В итоге контролирующие органы по коду могут в любой момент установить, где находится та или иная конкретная пара обуви, а покупатель, считав код при помощи мобильного приложения, быстро установит, откуда товар родом, не контрафактные ли сапоги или кроссовки он покупает.
Поскольку оборот немаркированной обуви будет окончательно прекращен 1 марта 2020 года, до этого дня еще можно легально закупать, продавать, выводить из оборота сапоги и ботинки, туфли и кроссовки без нанесения на них кодов. Но после – уже нельзя, поэтому сейчас торговля оперативно маркирует нераспроданные остатки обуви и все, что залежалось на сладах. До 1 марта есть время сделать это в безопасном режиме: штрафы пока не применяются. Но если дотянуть до последнего, предпринимателям можно не только остаться без товара, но и понести убытки.
– Нужно понимать, что маркировка товаров не является чисто российским ноу-хау, весь цивилизованный мир уже давно маркирует продукцию, – говорит президент ЯрТПП Наталья Рогоцкая. – Для наc эта тема стала актуальной не так давно. С одной стороны, внедрение маркировки имеет большое значение для экономики страны в целом и для региона в частности. Она может помочь в решении ряда вопросов, сделать рынок прозрачным, избавить его от подделок и недобросовестной конкуренции. С другой стороны, маркировка товаров – масштабный проект, и задача государства – сделать его максимально комфортным для бизнеса. А вопросов у предпринимателей сегодня немало: как будет проходить процесс маркировки, какие необходимы оборудование и программы, какими расходами это обернется, насколько целесообразно включать в систему маркировки некоторые группы товаров, где риск контрафакта минимален, и многие другие. Бизнес высказывает предположение, что из-за введения маркировки цены на ряд товаров могут существенно вырасти, поскольку эти затраты нужно как-то компенсировать. Нет гарантий, что дополнительные расходы не вынудят предприятия и вовсе отказаться от производства и продажи тех или иных групп товаров. В связи с этим мы считаем актуальным проработать комплекс мер по поддержке предпринимателей, прежде всего – малого бизнеса. Вообще требуется серьезная и постоянная информационная, консультационная, техническая поддержка субъектов хозяйственной деятельности. Предприниматели должны понимать причины внедрения маркировки, знать, что планирует государство и что получит бизнес. Система торгово-промышленных палат РФ активно занимается этой темой, мы мониторим ситуацию, общаемся с предпринимателями по многим вопросам, ведем межведомственное взаимодействие. В частности, 27 января в ЯрТПП будет проходить семинар-совещание по вопросам обязательной маркировки товаров.
– Регистрация ярославских предпринимателей, имеющих дело с торговлей обувью, в системе «Честный знак» началась с 1 июня прошлого года, чтобы к 1 марта вся обувь на прилавках была уже только с маркировкой, – рассказала заместитель директора департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области – председатель комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Валентина Шишина.– У многих покупателей возникает вопрос: подорожает ли обувь в связи с этими нововведениями? На самом деле объективных предпосылок для роста розничных цен нет. Сегодня практически все ярославские предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, имеют онлайн-кассы, а значит, они уже получили защищенную электронную подпись, которая требуется для регистрации в системе «Честный знак». То есть добросовестным производителям и продавцам обуви, как и покупателям, новые правила только в плюс: гарантируется отслеживаемость товара, защита торговой марки. А если возникают какие-либо вопросы, подробные ответы на них и консультации можно получить на официальном сайте нашего департамента либо по телефону горячей линии (4852) 40-09-91.
Фото Анны Соловьевой