«Динь-динь», – звенело снежное поле. «Дон-дон», – вторили далекие леса. И кроме этих звуков, на сельской дороге ничего: семь звонких «динь», а затем семь гулких «дон». Мы этот перезвон услышали на пути в Кувакино. Здесь как новый блестит пятиглавый храм с приделом и колокольней.
– Ветер, холод – их для тебя нет, усталости не чувствуешь, – рассказывает 62-летний звонарь Леонтий Еськов. – А только то ощущаешь, что ты на 12 метров ближе к Богу, что к Нему от молящихся внизу просьбы возносишь. Господь голосом меня не наделил, чувство ритма дал. Всю жизнь, под радио, под музыку я такт отстукивал. И вот в звонари меня выдвинула жизнь. Как мы в приходе колокольню-то от мусора очистили, восстановили, колокола поставили, никто ведь не хотел сюда опять лезть. А я себя испытать решил, не ожидал, что сразу придет ко мне радость, чувство полета. Еще есть отдушинка у звонаря – играешь ритм, но нет мелодии, не надо ноты усваивать, устав звонарский я по Интернету выучил. А больше сама кровь подсказывает, зов предков. Что-то заложено в нас поколениями, ведь вырос я на Руси – в Курске, правда. Звон волнует, будоражит, от него бежит ветер, холод, усталость.
Стар звонарь, но замены ему нет. Не идут молодые – говорят, высоко…
А над селом разносится водосвятный перезвон. Он зовет прихожан, зазывает в местный пруд окунуться. На зов откликнулись люди из Ярославля и Рыбинска, из Москвы и Александрова, из Курска, из Крыма – из других уголков земли русской.
– Я приехала с Урала, – рассказала Светлана Проскурина. – Здесь бываю каждый год – рвется душа на землю предков. 15 лет как в Кувакино вдохнуло жизнь общее дело возрождения храма Архангела Михаила. С самого начала мой брат Юрий Каликин зарекомендовал себя как его детальный фотохроникер. По этим фотографиям за судьбой храма следят далеко за пределами Ярославской области. Центральным персонажем движения стала жена брата Наталья Каликина, она здесь церковный староста и главная заводила.
В этом году Наталья Семеновна стала одним из номинантов премии «Общественное признание» – за инициативу в деле сохранения историко-культурного наследия: храма Архангела Михаила.
Такая семья в нужном месте – важное местное чудо. Случай их к разрушенной церкви привел, сделал «камушком», что лавину усилий местных на храм обрушил. Светлана Проскурина рассказывает:
– Брат с невесткой – люди крымские, на курорте, в Ялте жили. Было им счастье, только душа у юной Наташи к Крыму не лежала. На север просилась. И мечта сбылась. В Ярославле оказались потому, что детей хотели растить в средней полосе, а еще из-за полноводной тогда Волги. Морякам без воды никак. Дети выросли, а родители перебрались к мечте по-
ближе, в пасторальное Кувакино. С собой они привезли всю свою длинную жизнь, богатую событиями и друзьями.
Первое богослужение в тогда еще безалтарном храме провел протоиерей Георгий Юдин, который и Каликиных, и их дочерей венчал, он в тутаевских Покровах служит. Для иконостаса образа привезли из женского монастыря, что у Александрова. Сам резной иконостас заказывали в Щиграх, которые под Курском – откуда звонарь родом.
Из Крыма водосвятный перезвон вызвал Александра Костина, который своими руками крышу кувакинского храма перекрывал да порушенную кладку восстанавливал. Сам он из Рыбинска, в Крыму мост к России возводит. В здешнюю общину его сагитировал все тот же звонарь, Александр у него на коттедже работал:
– Сразу о помощи просить не стал. Присматривался, – вспоминает Костин. – А то бы и раньше к ним присоединился – когда храм был в настоящей разрухе, засыпан ломом и сквозь крышу пробивалась рощица. Посмотрите на фотографию. Так что мне было проще, и работал я не один, вместе с Евгением Кузьминым и его сыном Сергеем – они живут дальше, в поселке. Трудились мы интересно – со старинной кладкой, со сводами и куполами – это вам не коттедж, а настоящая архитектура, красота, которую все селяне ждут.
Показывают и другие фотографии: как привели в чувство первое помещение – маленькую пристройку зимнего храма, как вернули голос колокольне и восстановили древний целебный источник. Хотя бы раз в год все участники тех событий собираются вместе, разглядывают альбомы, вспоминают прошлое. В это Крещение человек двести пришло. Каждый со своим воспоминанием.
– Лет пятнадцать народ на службу ездил в Бурмакино, в Новое, в Поздеевское, – вспоминает церковный староста Наталья Каликина, – а здесь руины были, мусор. И стыдно как было за храм, что мы субботник решили провести – раз здесь жить захотели. Мы – это наша семья, я, муж и дочка. А храм – он огромный! Чем не попытка – по домам пошли народ на наш субботник приглашать. Чудо случилось, и народ пришел. Деревья мы все вырубили, строительный лом и мусор прибрали.
На волне энтузиазма возникла мысль – почему бы этот храм не возродить? Покряхтели, скинулись, кто мог – кредит взял, кто связи использовал. Староста всех своих подруг подключила. Сама с кубышкой везде добрых людей искала. По колоколам отослали парламентера «к Шувалову» на Тутаевский колокольный завод, большие оказались не карману, но на звон смогли договориться.
Женщина признает – хорошая школа жизни, в кувакинской общине теперь каждый способен о храме рассказать, о местной истории.
Множество иногородцев через храм с Кувакино свою жизнь связало. Но жить здесь постоянно никак не получается. Старое жилье местные не продают, а для строительства нового земли не выделяют. Кому удается, те люди знаковые. Например, Сергей Тюремнов, который, по рассказам местных бабушек, сумел отыскать чудодейственный источник Параскевы Пятницы. За нехожеными полями и заросшими просеками, за плотной стеной ольшаника чудо это он нашел: с рыжими берегами и голубоватыми водами, его ни с чем не спутаешь. Всем миром этот источник восстанавливали, часовенку ставили да маршруты прохаживали. А когда святили, чахлый до того буранчик фонтаном изошелся, так полноводным и стал.
Последним кувакинским чудом стало появление своего батюшки – который под боком живет, а не за три земли ездит. При отце Дмитрии (Романове) реликварий пополнен мощами святых и непростыми иконами, в селе появилась летняя воскресная школа, восстановлен летний же храм – из-за сезонности дачной жизни в теплое время года здесь втрое людней. Летняя церковь огромна, о пяти главах, по объему больше колокольни и зимнего храма. Здешний престол посвящен Михаилу Архангелу, от него же ведет название весь храмовый комплекс. Отец Дмитрий с удовольствием рассказывает об ангельских чудесах, но о них же просит не распространяться – не город здесь, не любят говорить зазря. Больше всего историй было об обретении достатка, избавлении от бесплодия.