27 сентября профессиональный праздник отмечают воспитатели детских садов.
Научить дошкольника играть в шахматы, провести сказочные выборы, разделить с детьми радость открытий и нового дня, помочь справиться с проигрышем, научить аргументированно вести спор и отстаивать свое мнение. Все это и многое другое – работа воспитателя. Накануне профессионального праздника мы пообщались с Анной Сердаковой, воспитателем детского сада №55 города Ярославля. Она лауреат регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года России».
– Анна, что побудило вас стать воспитателем? Это была мечта детства? Решение, принятое на основе какого-то события?
– На выбор повлиял сын. После окончания университета я устроилась работать в школу. Но через какое-то время ушла в декрет, родила ребенка. На тот момент я хотела проводить больше времени с ним и стала думать о работе в детском саду. Меня отговаривали, но я пошла, и мне понравилось.
Сегодня я точно могу сказать, что мне ближе дошкольники. Радует их желание рассуждать, порой спорить, делиться своими секретами и открытиями. И я знаю, что мой труд не напрасен. Я знакома с учительницей, к которой попали мои выпускники. Как-то она сказала, что дети умеют рассуждать, вести диалог и готовы аргументированно спорить. Это приятно.
– Почему вы решили принять участие в конкурсе? Это было своеобразным вызовом для себя?
– На работе предложили, а я согласилась. Вообще люблю, когда интересно. Представляла я свою методическую разработку по обучению детей игре в шахматы. Существует много пособий, но ни одно из них не подходит для детского сада. Поэтому я решила создать собственное. Разработала его в одной из программ: фигуры на экране прыгали, скакали и ставили ребятам задачи. Как итог – шахматы полюбили даже дети, которые на первый взгляд абсолютные гуманитарии. Сначала мы играли с подготовительной группой, а потом уже и со второй средней.
Главной моей целью было не научить игре, а заинтересовать. Чтобы детям хотелось брать фигуры в руки, открывать доску, чтобы они умели уважать соперника. Знаю, что мои выпускники сейчас играют на переменках в школе. Приятно осознавать, что интерес сохранился.
– Как вам это удалось? Многие утверждают, что современные дети из-за гаджетов разучились фантазировать…
– В современных играх и мультфильмах все слишком продумано. Может, поэтому привычка фантазировать у малышей формируется не так хорошо. Им не приходится додумывать – все и так интересно. Навыка развлекать себя у них нет. Они могут сидеть и говорить, что им скучно. Поэтому их нужно чем-то увлекать. Говоря о шахматах, мы садились вместе и обсуждали: какой король, как он выглядит, где живет, какое у него войско, кто что любит есть. Это помогает развивать фантазию.
– А какие они еще, современные дети?
– Они талантливые, но этот талант нужно направлять в правильное русло. Очень активные, при этом достаточно сложно удерживать их на одном месте и фокусировать их внимание на одном действии. Этим детям больше нравится процесс, чем результат. Они не работают на перспективу, а живут моментом. Думаю, в школе эта рассеянность будет мешать. Но тут свою роль сыграли гаджеты и родители.
– Что вы имеете в виду?
– В современных семьях сейчас мало общения. Как правило, папа садится в один уголок с планшетом, мама в другой уголок с телефоном, остается ребенок, которому либо мультики включают, либо свой планшет выдают. В итоге теряется живое общение, обмен эмоциями и историями о прожитом дне. Родители строят карьеру, но в результате детям не хватает внимания. Бывает, что приходят малыши и по полчаса стоят и просто обнимаются. Или скажешь комплимент девочке и видишь, как ее захлестывают эмоции, потому что дома никто не говорит ей таких слов. Или придет мальчик и рассказывает взахлеб историю о своем приключении во дворе, потому что ему важно быть услышанным, – и тогда я прошу других ребят внимательно его послушать.
Детям важно чувствовать себя нужными постоянно. У них в этом потребность. А еще есть застенчивые малыши, которые теряются в толпе. Сейчас дети продвинутые, они могут запросто сказать: «Эй, ты что, не знаешь, что такое блог? Ты его не ведешь? Ну ты лузер». А рядом будет сидеть девочка и теряться, потому что не понимает, о чем идет речь, и боится спросить. И тогда надо объяснить ей современные термины, чтобы она чувствовала себя с другими детьми на одном уровне.
– Современные дети много знают?
– Да, и понимают. Помню, у меня был страх, что когда-нибудь на занятии дети зададут вопрос, на который я не смогу ответить. Но бояться тут нечего. Можно просто предложить оставить спор до того момента, когда уточнишь информацию.
Я стараюсь, чтобы у нас были партнерские отношения. Не удивлюсь, если через несколько лет в детском саду занятия будут в форме дебатов, когда дети будут спорить с педагогом, но грамотно. Собственно, к этому и идет вся система образования.
– Звучит как вызов, к которому предстоит подготовиться и переосмыслить подход.
– И эти вызовы помогают рождать новые проекты. Некоторое время назад в нашем садике мы провели сказочные выборы. Все началось с того, что на следующий день после выборов президента в группу пришел мальчик и стал рассказывать, как вчера ходил на участок, как мама опускала бумажку куда-то и как покупали пирожки. На вопрос, зачем надо было получать бумагу и опускать ее в урну, он ответить не смог. И хотя дети уже большие, этот вопрос был пробелом в знаниях. Так родилась идея провести выборы в детском саду, а выбирать решили сказочных персонажей. Последних предложили сами дети. Когда мы проводили эти выборы в первый раз, участвовали только положительные персонажи – Матроскин, Леопольд, Чебурашка. А во вторых добавили и отрицательного героя – Карабаса-Барабаса. Некоторые дети за него проголосовали. Мы спросили, почему. Оказалось, собираются персонажа перевоспитывать, а один ребенок сказал, что, хотя герой и отрицательный, у него всегда порядок.
– Пандемия многое изменила в вашей работе?
– Конечно, она отразилась на мне, как на всех педагогах и не педагогах. Поначалу мы все испугались, ведь ничего не понятно было. Потом перевели на дистанционную работу с детьми. Задания мы выкладывали в мессенджерах и держали обратную связь с родителями, просили выполнять по мере возможности. Как раз в это время началась подготовка к областному этапу конкурса, и я сильно волновалась. Меня очень поддержала заведующая Ольга Румянцева. А потом я успокоилась: дистант так дистант. Решила для себя, что должна быть тем же воспитателем для детей, каким была очно. Если у ребенка были сложности, созванивалась с родителями, просила малыша к телефону и мы разговаривали. Если у родителей не получалось объяснить задание, помогала им. Телефон разрывался. В какой-то момент стало понятно: или ты со всем справишься, или ты никакой не профессионал. К традиционной системе мы привыкаем, а глубокий анализ происходит как раз во время перемен.
Конечно, как и у многих, бывают такие периоды, когда хочется поплакать или руки опускаются. Но я вспоминаю, что меня никто не заставлял приходить в эту профессию и что это – мой осознанный выбор. Говорю себе, что справлюсь со сложностями, – и успокаиваюсь. Как бы ни было трудно, ноги все равно идут в детский сад. Видимо, это любовь, как бы банально это ни звучало.
– Какие планы на будущее?
– Пробовать новое, бросать себе вызов – разобраться в чем-то самой и научить других. Сейчас очень хочется погрузиться в детское программирование. Столько интересного есть. Не так давно мы придумали шахматный твистер, где дети воображают себя шахматными фигурами.
В этом году у меня вторая младшая группа – 27 детей от двух с половиной до четырех лет. Это тоже вызов. Половина из них, когда пришла, не говорила, и наши занятия были монологами. Первое время я вместе с ними адаптировалась. Я поняла, что надо принимать то, что у тебя есть. Недавно им показала шахматную доску. Некоторые говорят: «конь». Я понимаю, что рано говорить об игре, но пусть они просто знают о ней. Вдруг через несколько лет достанут доску и скажут «Учите!».
Фото из архива «Ярославского региона» и с сайта pixabay.com