Как изменятся в ближайшие годы ЕГЭ и ОГЭ? Повлияют ли результаты всероссийских проверочных работ на оценки в аттестате об образовании? Какие задания ждут учеников в процессе намеченного на эту осень национального исследования качества образования? На всероссийской встрече с родителями школьников руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея КРАВЦОВА буквально завалили вопросами. Едва ли не самыми активными вопрошающими оказались жители Ярославской области.
Итоговые экзамены-2018
– Слышала, что в 2018 году планируется печатать контрольно-измерительные материалы ЕГЭ прямо в аудитории. Чем это обусловлено? – выпытывала у главы Рособрнадзора мама выпускника школы №2 Ярославля Татьяна Королева.
– Это сделано, чтобы исключить человеческий фактор, различные утечки информации. Их не фиксируют уже 4 года – так будет и впредь. Кроме того, учителям не придется рано утром забирать экзаменационные задания в Ярославле и развозить их по районам области. Все КИМы записываются на дисках, зашифровываются, а ключи доступа вручаются только перед началом экзамена. В результате сами школьники увидят, что процедура проведения итогового экзамена максимально открытая и прозрачная, что снимет лишние вопросы. Сократится и время на обработку результатов ЕГЭ, – объяснил Сергей Кравцов.
В содержательной части ЕГЭ и итогового сочинения, по словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в этом году существенных изменений не произойдет. Он напомнил, что практически из всех итоговых экзаменов, кроме ЕГЭ по иностранному языку, ранее была исключена тестовая часть. Обязательными итоговыми экзаменами остаются русский язык и математика, остальные предметы выбирает сам ученик. Если он не набрал минимальное количество баллов по русскому или математике, ему дается возможность этот предмет пересдать, причем для этого предоставляется две попытки – летом и в сентябре. Предметы по выбору не пересдаются: любое набранное количество баллов засчитывается в качестве результата. До 1 февраля все выпускники должны определиться, какой ЕГЭ по выбору планируют сдавать.
– Все выпускники при сдаче итоговых экзаменов находятся в равных условиях, и только знания влияют на результат. Высокие баллы открывают дорогу в лучшие вузы страны, – подчеркнул глава ведомства.
Он представил аудитории трехсотбальников этого года, сдавших сразу три ЕГЭ на 100 баллов. Таких в России – 28, и многие из них достигли успеха самостоятельно, не прибегая к услугам репетиторов – благодаря упорству и настойчивости в постижении наук.
– Не станет ли ЕГЭ по иностранному языку обязательным уже в этом году? – беспокоились родители одиннадцатиклассников.
– Он пока остается экзаменом по выбору, – успокоил глава Рособрнадзора. – В качестве обязательного его планируется ввести в 2022 году.
И к этому как учеников, так и учителей будут готовить. Составлена «дорожная карта», готовятся изменения в учебные программы.
– А ЕГЭ по истории когда, наконец, будет утвержден в качестве обязательного? – проявил нетерпение житель Ярославской области Сергей Павлов.
Он обратился к главе Рособрнадзора через социальные сети. Всего же таким образом россияне задали свыше 2 000 вопросов. Сергей Кравцов пояснил, что в этом году изменений точно не будет. Но вопрос об обязательном ЕГЭ по истории обсуждается. Окончательное решение – за Министерством образования и науки. Впрочем, уровень знаний можно проконтролировать и другим способом.
– По окончании школы у выпускника должно быть целостное представление о различных областях знаний. Хороший инженер или врач должен знать историю России и мировую историю, – считает Сергей Кравцов.
Поэтому не сдающие ЕГЭ по истории одиннадцатиклассники напишут по этому предмету контрольную в рамках проведения всероссийских проверочных работ. Это касается и других предметов по выбору.
Эта животрепещущая тема, как оказалось, глубоко волнует ярославцев. Мама одиннадцатиклассницы из 26-й школы Ярославля поинтересовалась: нужно ли выпускникам писать всероссийские проверочные работы и не скажутся ли выставленные им баллы на оценках в аттестате. Как известно, по мнению противников нововведения, контрольные отвлекают учеников от подготовки к необходимым для поступления в вуз профильным предметам.
Сергей Кравцов считает, что всероссийские проверочные работы, напоминающие министерские контрольные прошлых лет, нужны для объективного анализа качества обучения в каждой школе. Они же должны помогать сделать выводы – в плане самооценки. Учитывать ли результаты при выставлении итоговых оценок в аттестат – решать учебному заведению.
Допуск к ГИА – собеседование
Эволюция итоговых экзаменов затронет и выпускников 9-х классов. В этом году пройдет апробация устного экзамена по русскому языку. Он будет проходить в формате собеседования и пока рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Ученикам нужно будет прочитать текст, пересказать его с привлечением дополнительной информации, произнести монолог на выбранную тему. Это может быть описание фотографии, рассказ о каком-то событии из своей жизни, рассуждение по проблемному вопросу. Четвертое задание – участие в диалоге. Итогом станет зачет или незачет. Материалы будут разрабатываться на федеральном уровне. Каждая школа их получит в день проведения устного собеседования. Сергей Кравцов выразил надежду, что с 2019 года устный экзамен по русскому языку в 9 классе войдет в штатный режим.
Химия и биология в форме НИКО
Кстати, всероссийские проверочные работы напишут не только одиннадцатиклассники, но и ученики 4, 5 и 6 классов. А в 10-х классах 18 октября было проведено Национальное исследование качества образования (НИКО) по химии и биологии. Цель – понять, насколько у десятиклассников сформирована естественнонаучная картина мира, способность использовать знания биологии и химии для анализа процессов и явлений, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Кроме того, проверяются умения решать задачи, проводить необходимые расчеты, обобщать и анализировать научную информацию. При выполнении заданий НИКО также востребован опыт десятиклассников по проведению химических экспериментов и практических работ по биологии.
– Мы возвращаемся к традиционным формам оценивания, которые когда-то доказали свою эффективность, – сообщил родителям школьников Сергей Кравцов.
В ответ родительская общественность поблагодарила его за честные и обстоятельные ответы.