Душа без грима. Ярославцы могут увидеть любимых актеров без театральной маски

29.11.2020 16:32 0

Душа без грима. Ярославцы могут увидеть любимых актеров без театральной маски

В первом русском театре сложилась новая традиция. В традиционных спектаклях мы видим актеров в их сценических образах, и зачастую роль искажает представление о личности ее исполнителя. Увидеть любимцев публики без театральной маски позволил стартовавший в прошлом году в Волковском новый проект – «Театральный салон «Бенефис».

Калейдоскоп бенефисов

Раньше бенефисом называли спектакль, весь сбор от которого передавался артисту-юбиляру или впавшему в нужду служителю Мельпомены, так что финансовая составляющая считалась определяющей (не случайно слово «бенефициар» сегодня чаще всего понимается как «выгодоприобретатель»).

В Волковском бенефисы – нечто совсем другое. В прошлом году, придя в первый русский художественным руководителем, Сергей Пускепалис выступил инициатором нового проекта «Открытый театр», в рамках которого был создан «Театральный салон «Бенефис». Задумывался он для преодоления существующего в нашем сознании барьера, разделяющего зрительный зал и сцену. У зрителей в его рамках появится возможность встретиться и пообщаться накоротке с любимыми актерами, узнать о технологиях театрального процесса.

Но прелесть бенефисов не только в этом. Когда артист выходит к публике не в образе персонажа пьесы, а в ореоле своей личной харизмы, говорит от своего имени, – мы узнаем о его сокровенных мыслях, нравственных убеждениях, личном опыте.

Бенефисы народного артиста России Валерия Кириллова всегда проходят на «ура». Он выпустил уже два моноспектакля для «Открытого театра»: «30 оттенков закулисья» (16+) – щедро сдобренный юмором и самоиронией рассказ о профессиональном пути с раскрытием секретов актерского мастерства, и «Женщины. Михаил Жванецкий» (12+), который можно считать признанием в любви к публике, выраженным через монологи популярного сатирика.

Заслуженная артистка России Ирина Чельцова в бенефисной программе «У войны не женское лицо» (12+) поведала о подвигах, доблести и славе актрис-фронтовичек, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны (в их числе была ярославна Софья Аверичева).

Заслуженная артистка Татьяна Позднякова подготовила проникновенный рассказ «Про людей, которые ушли» (12+). А сыгравшая около 40 ролей на сцене театра имени Волкова Марина Тимченко совершенно по-новому раскрылась в музыкально-поэтической композиции «Птица Феникс, возрожденная из пепла» (16+) по произведениям Марины Цветаевой.

Пандемия, к сожалению, не позволила реализовать все планы, но уже сейчас можно сказать, что благодаря новому проекту репертуар Волковского дополнил яркий калейдоскоп моноспектаклей в формате «театр одного актера».

Все начинается с любви

Одним из самых удачных стал бенефис Натальи Асанкиной «Все начинается с любви» (12+). Название раскрывает суть ее актерской природы и жизненное кредо. Не случайно именно роли любящих женщин раскрыли ее талант во всей его полноте. Например, в недавней премьере театра – мюзикле «Еврейское счастье» (12+) – она играет жену главного героя Шейне Шендл, которая готова пожертвовать личным счастьем, чтобы дорогой ей человек принял важное для себя решение и перешел на новый виток своего жизненного пути.

– Это относительно небольшая (если считать по количеству сказанных слов), но очень сильная по эмоциональному накалу роль. Свой жизненный опыт, свое понимание человеческих отношений, свою любовь к близким я вложила в этот образ, – признается актриса.

За четверть века служения театру Наталья Евгеньевна сыграла более четырех десятков ролей. Высокая, статная, черно­глазая, она была одинаково органичной в образе красавицы-казачки Марьяны в спектакле «Кавказский роман» по повести Льва Толстого и снедаемой завистью Капы в детской сказке «Аленький цветочек», селянки Варвары в драме «Последний срок», поставленной по повести Валентина Распутина, и колоритной свахи Кабато из музыкальной комедии «Ханума». Помимо работы в театре она преподает сценическую речь студентам театрального вуза.

Ярославские театралы надеются, что традиция бенефисов продолжится. Когда мы видим актера без театральной маски, когда в его речи проявляются интонации глубокой искренности, достигающей степени исповедальности, мурашки бегут по коже: вот она – его душа «без грима»! По своей энергетике это почти как молитва, откровение-экстаз, поэтому вызывает мощный эмоциональный отклик… Хотя и в этом случае мы, возможно, видим не подлинную сущность творческого человека, а одну из его многочисленных ролей – пожалуй, лучшую в карьере.

Фото из архива театра

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Жители Татарстана чаще всего используют цифровые пропуски для поездок на дачу Житель Ярославской области за шикарный подарок девушке получит срок Ярославцев приглашают обсудить перечень дорог, которые будут дополнительно отремонтированы в этом году Ярославца условно осудили на 3,5 года за распространение детской порнографии За полгода мобильная бригада медиков осмотрела около полутора тысяч детей в отдаленных районах области 

Последние новости