Чтобы привести ярославские дороги в относительный порядок, нужно еще несколько лет ремонтировать, причем с каждым годом – все в больших, возрастающих объемах. Это понимают все – и рядовые граждане, и областное правительство, и подрядчики, и федеральная власть.
Общий итог года впечатляет: более 300 километров автомобильных дорог и 793 погонных метра мостов областной и муниципальной собственности приведено в нормативное состояние.
– Мы видим, что ситуация в дорожной отрасли Ярославской области меняется к лучшему. Только благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» каждый год растут объемы работ. Для сравнения: в 2017 году отремонтировали 76 километров дорог, в этом году – 179 километров, в плане на 2021 год – 238 километров, – сообщил председатель правительства региона Дмитрий Степаненко. – За последние три года на треть возрос и объем средств, направляемых на развитие дорожного хозяйства. Таких объемов дорожных работ в регионе не было много лет.
Он также подчеркнул, что в этом году все 100 процентов контрактов по ремонту дорожной сети по всей области выполнялись с применением современных технологий и материалов – хотя по нормативам достаточно, чтобы доля таких контрактов составляла всего 20 процентов. И доля автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в этом году выросла до 40,08 процента, а доля дорог городских агломераций достигает уже 64,92 процента.
Если в целом говорить о средствах на ремонт автотрасс и инфраструктуры, то в 2020 году по национальному проекту приводятся в нормативное состояние 57 объектов (дороги и светофоры).
По программе «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области» предусмотрены средства в объеме 4,162 миллиарда рублей. Они направляются на круглогодичное содержание дорог и ремонт объектов, которые не включены в нацпроект, в том числе 1,15 миллиарда рублей – в виде субсидий муниципальным образованиям.
К 2024 году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется привести в порядок более 900 километров региональных дорог.
Также средства выделяются по программе «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области». В ее рамках проводится реконструкция трех объектов. Еще четыре ремонтируются в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий». В итоге отремонтированы такие важные участки дорог, в том числе значимые для развития внутреннего туризма, как трассы Данилов – Пошехонье, Нагорье – Берендеево, Данилов – Ширинье, Ярославль – Любим, Ярославль – левобережный Тутаев и другие.
– Только в областном центре в этом году были отремонтированы такие улицы и магистрали, как Ленинградский проспект, Тутаевское шоссе, Архангельский, Мурманский проезды и другие, – рассказал мэр Ярославля Владимир Волков. – Наконец, мы открыли движение по важнейшему объекту – Добрынинскому мосту. На путепроводе проведены обновления конструкций проезжей части, работы по обеспечению безопасности дорожного движения, обустроены тротуары и лестничные сходы, установлены новая линия освещения, барьерное ограждение и шумоизоляционные экраны. Также разработана дорожная карта, в которой прописаны методы устранения выявленных недостатков на левой части путепровода, чтобы в следующем году он был достроен и полностью введен в эксплуатацию.
Семь улиц Ярославля отремонтировано в рамках проекта «Улица Победы». Масштабная кампания приурочена к 75-й годовщине Великой Победы.
– Важной задачей проекта являлось не только приведение в нормативное состояние городских улиц, но и повышение внимания населения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, – сказал директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области Евгений Моисеев. – Благодаря проекту ярославцы больше узнали о Героях Советского Союза, именами которых названы улицы города.
Второй по значимости областной город – Рыбинск – также в завершившемся сезоне обновил свою улично-дорожную сеть. При содействии губернатора Дмитрия Миронова из федерального бюджета в 2020 году вновь были выделены средства на приведение в порядок автотрасс Рыбинска. В этом году обновлено 13 объектов. За последние три года город получил субсидии общим объемом более 1,3 миллиарда рублей. Отремонтировано порядка 50 километров дорог.
– На всех этапах работ на всех без исключения объектах дорожной сети области осуществляется многоступенчатый контроль качества: работает технический надзор служб заказчиков, выезжают депутаты, общественность, – отметил заместитель председателя областного правительства Виктор Неженец. – Первыми выполнение работ визуально оценивают общественники, делают свои замечания. Образцы асфальтового покрытия проверяют в лаборатории. Работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» контролируют федеральные кураторы.
Директор департамента дорожного хозяйства Евгений Моисеев сообщил, что для сохранности автомобильных дорог на трассах региональной собственности установлены три пункта автоматизированного весогабаритного контроля транспортных средств. С целью предупреждения аварийности в этом году в два раза увеличено количество камер фотовидеофиксации.
Что касается важнейшего объекта будущего – Карабулинской развязки в Ярославле, – то сейчас уже сформированы ее финансовая и транспортная модели.
И одним из ключевых объектов должен стать третий автомобильный мост через Волгу.
– За этот год сделано много – и главное, что это видят жители, – сказал Евгений Моисеев. – Конечно же, мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу по повышению нормативного состояния дорог региона. Сейчас основной нашей задачей до конца года является завершение контрактации по объектам сезона 2021 года.
Нормативное состояние региональных дорог улучшилось с 35,4% в 2017 году до 40,1% в 2020-м, в границах Ярославской агломерации за этот же период – с 52 до 65% в текущем году.
Фото из архива «Ярославского региона»