Его лестница в небо. Ярославский летчик совершил больше сотни боевых вылетов и сбил несколько немецких самолетов

28.06.2020 4:23 1

Его лестница в небо. Ярославский летчик совершил больше сотни боевых вылетов и сбил несколько немецких самолетов

Ярославская земля богата своими героями. Людьми, которые не останавливались перед лицом опасности, готовые жертвовать собой ради других.

А еще жизнь удивительна своими совпадениями, путями, испытаниями, которые приходится преодолевать. На этот раз наш рассказ о нашем земляке Борисе Шихове.

…До неба было еще далеко. И даже не только потому, что оно действительно далекое. Просто в детстве все кажется большим: и дома, и деревья, и взрослые люди. И небо тоже было большим. Да не просто большим, а огромным и все равно далеким.

Вряд ли кто-нибудь мог точно ответить на вопрос: почему он туда стремился? Может, потому, что однажды, забравшись на колокольню чудом уцелевшей церкви, он увидел окружающий мир с высоты птичьего полета? Внизу была земля, родное село, любимая река Волга, а выше – только облака. И еще небо. Но до него все равно было так далеко.

Его звали Борис Шихов. Родился он в крестьянской многодетной семье. На дворе стоял 1918 год. Крещен был в той самой церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Ивановское под Рыбинском, где в 1909 году венчались его родители – Александра Егоровна Рыбакова и Владимир Иванович Шихов.

Большую часть своей жизни он учился. Сначала в школе, в техникуме, дальше – школа младших командиров и военно-политическое училище, потом одна летная школа, другая. Всю жизнь занимался самообразованием и самосовершенствованием, много читал, играл на баяне, выучил немецкий язык, писал стихи и занимался спортом.

После окончания семилетки в селе Глебово Рыбинского района в 1933 году продолжил образование в Мологском молочно-индустриальном техникуме, там же вступил в комсомол (в ярославском архиве до сих пор хранится его комсомольский билет, выданный Мологским райкомом ВЛКСМ). Правда, заканчивать учебу пришлось уже в селе Алтайское. Город Молога, где он учился после школы, был затоплен перед войной вместе со всеми окрестностями. Причиной тому стало строительство Рыбинского гидроузла и возведение плотины для Рыбинской ГЭС. Но именно она одна снабжала Москву электричеством в первые годы войны.

Затем Борис уезжает по распределению на Андрюшинский маслосырозавод в город Пошехонье-Володарск. Уезжает, чтобы уже никогда не вернуться в родной дом. Да, собственно, и возвращаться-то было уже некуда. Его старшая сестра Мария к тому времени вышла замуж, а родители с оставшимися его двумя братьями и сестрой, продав дом, уехали в Ленинград. Со своим отцом и самым младшим братом Вадимом они больше так и не увиделись.

Борису уже восемнадцать, и он, как все сверстники, уходит на срочную службу. Уходит и не знает, что грядут события, изменившие не только его жизнь, но и жизнь всего мира.

4 октября 1938 года приходит повестка из Пошехонье-Володарского военкомата. Его ждет школа младших командиров 49-го отдельного саперного батальона, по окончании которой он становится заместителем политрука, а затем секретарем бюро ВЛКСМ.

Осенью 1939-го начался освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем Финская война.

В то время саперный батальон в составе 5-го стрелкового корпуса, где служил Борис Шихов, ведет бои на линии Маннергейма. Инженерное обеспечение наших наступающих войск оказывается далеко не совершенным. Финны при отступлении минируют и взрывают все возможные объекты. Прокладывание проходов в минных полях для многих саперов становится последним шагом. А до неба еще далеко. Да и не до него пока.

15 января 1941 года по направлению командования Борис Шихов становится курсантом Смоленского военно-политического училища имени Молотова. И в этом было провидение, потому что скоро начнется Великая Отечественная война, и его 49-й саперный батальон почти в полном составе поляжет в боях с фашистами на Белостокском выступе. Они и сейчас там: кто в безымянных братских могилах, кто – незахороненный, а кто – пропавший без вести. Летом 1941 года в составе сводного батальона курсантов он принимает участие в обороне Смоленска. Затем училище эвакуируют вглубь страны.

Воюющей стране остро не хватает летчиков. 23 октября 1941 года курсанта Бориса Шихова зачислят в 17-ю Майкопскую военную авиационную школу пилотов первоначального обучения. И вот небо впервые стало ближе.

Но самолеты, а уж тем более истребители, даже в те годы – вершина технической мысли и достижений, требовали при пилотировании особого мастерства, а потому после почти 10 месяцев учебы его направляют в Сталинградскую школу пилотов. В 1942 году, когда армия Паулюса уже подходила к Сталинграду, училище, чтобы и дальше растить кадры для будущих сражений, было эвакуировано в Кустанай.

А небо уже в одном шаге. Позади остались и полеты с инструктором, и выпускные экзамены. И вот 17 июня 1943 года он уже пилот переменного состава 22-го запасного авиационного полка 6-й запасной авиационной бригады, стоящей в городе Иваново. 6-я запасная авиабригада была одной из лучших и хорошо оснащенных баз подготовки в ВВС Красной Армии. Там обучали не только программе «взлет-посадка», но и тактике, ведению огня по наземным и воздушным целям, групповому и одиночному пилотажу. Основная же задача бригады была направлена на переучивание летного состава на самолеты английского и американского производства, поступающие в СССР по системе «Ленд-лиза». Так он освоил Р-39 «Аэрокобра», на которой провоевал до конца Второй мировой.

Примечательно, что на базе именно этого полка были сформированы и 1-я перегоночная авиадивизия, занимавшаяся перегоном американских истребителей и бомбардировщиков по трассе, начинающейся на Аляске и идущей через Дальний Восток, Сибирь и Урал к фронту, и знаменитый авиаполк «Нормандия-Неман», и первый чехословацкий истребительный авиаполк.

С января 1944 года лейтенант Шихов уже в составе действующей армии в 494-м истребительном авиационном полку 190-й Краснознаменной Полоцкой истребительной авиадивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта в должности старшего летчика. И вот оно – небо. Но, к сожалению, не о таком он мечтал, ведь это небо в огне. Его полк прикрывал с воздуха наши стрелковые и танковые дивизии, наступавшие на Запад. Начиная с
1 июня для него приходит время активного участия в боевых действиях: вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку и патрулирование над полем боя.

Свою первую боевую награду – орден Отечественной войны I степени – он получил 5 августа за бои, состоявшиеся в июле 1944 года. Из наградного листа: «3 июля 1944 г. при выполнении боевого задания в районе г. Полоцк в составе 4-х самолетов встретил 6 ФВ-190 и 18 штурмовиков противника, навязав им воздушный бой, в котором лично сбил один ФВ-190. 10 июля сбил еще один ФВ-190.Своих потерь не было. Всего с 24.07. по 1.08.44 г. произвел 20 боевых вылетов».

Ему было за кого воевать. К присяге добавилась еще и личная, как у многих, мотивация. В январе 1942-го в блокадном Ленинграде умирают от голода сначала его отец, а спустя всего три дня – младший брат Вадим, которые будут похоронены в братских могилах Серафимовского кладбища. Его мама и другой младший брат Владимир 28 апреля того же года полуживые будут эвакуированы на «большую землю» к нам в Ярославль, где в то время проживала его старшая сестра Мария.

До конца 1944 года Борис получает еще две награды – два ордена Красного Знамени. На его счету уже 5 сбитых самолетов противника, десятки боевых вылетов в должности командира звена.

Идет весна 1945-го, но небо по-прежнему в огне. Читая его письмо, написанное в те дни, можно найти такие строки: «Работаем сейчас исключительно напряженно. А еще впереди весна и лето с их рабочими днями с 4 до 23 часов. Буря войны еще бушует с мало ослабевающей силой». Никто на всей Земле еще не знал, когда точно закончится война, но все знали, что скоро.

...Его полк принимал участие в ликвидации Курляндской группировки. Когда вся страна праздновала Победу, они почти до середины мая вместе с наземными частями продолжали уничтожать немецкие войска, отказавшиеся признать капитуляцию Германии. В газетах об этом не писали, ведь 9 мая было положено начало мирной жизни, на деле же 10 мая только удалось прорвать последнюю линию обороны, а бои здесь еще продолжались почти две недели. 8 мая 1945 года он за 120 боевых вылетов и 2 сбитых самолета противника награжден третьим орденом Боевого Красного Знамени, а позднее медалью «За взятие Кенигсберга» и медалью «За Победу над Германией».

Великую Отечественную он закончил старшим лейтенантом, командиром эскадрильи в Восточной Пруссии. Но и на этом небо не стало мирным. Война продолжалась, теперь с Японией.

К 9 августа 1945-го весь 494-й авиаполк завершает перевооружение с «Аэрокобр» на «Кингкобры» – более совершенные истребители, чтобы в составе той же 190-й дивизии, но уже в 12-й воздушной армии Забайкальского фронта участвовать в завершении Второй мировой. Базируясь сначала в Монголии на аэродроме Чойбалсан, а затем – в китайском Ванемяо, полк участвует в Манчжурской и Хингано-Мукденской наступательных операциях, добивая японскую армию. За освобождение городов Чанчунь, Мукден и Порт-Артур дивизией была получена очередная благодарность от Верховного Главнокомандующего, с 1944 года их было шесть. 2 сентября 1945-го закончилась Вторая мировая, а на кителе Бориса Шихова засияла медаль «За победу над Японией».

Небо страны стало мирным, но его следовало охранять. И это стало его судьбой.

1 апреля 1946-го дивизию переводят в 9-ю воздушную армию Приморского военного округа. А уже 9 августа 1947-го Борис Владимирович вновь садится за учебную парту, на этот раз – подготовительного курса Краснознаменной военно-воздушной академии (командный факультет), дислоцированной тогда в подмосковном Монино, а всего через год переходит на основной курс. По окончании КВВА майор Шихов получает назначение заместителем командира 191-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны (ПВО) в городе Ефремов Тульской области, а с 1954 по 1957 гг. – командует 153-м истребительным авиационным полком ПВО г. Моршанска Тамбовской области. Затем – Андреаполь Калининской области, Хабаровский и Приморский края и, наконец, г. Рига Латвийской ССР. Вот на каком пространстве великого СССР он защищал родное небо. при этом, даже став полковником, продолжал летать. С 1941 года им освоены советские поршневые и реактивные самолеты различных модификаций – УТ, УТИ, ЯК-1, 3, 7, 9, 11, МИГ-15 и МИГ-17, а также американские «Аэрокобра» и «Кингкобра».

Из летной характеристики полковника Шихова за 1959 год: «Летное дело любит. Летает смело и уверенно. Техника пилотирования и теоретическая подготовка отличные. Дисциплинирован. Может быть использован летчиком-истребителем в частях ВВС».

На минуточку – ему уже 41 год, и он заместитель командира дивизии ПВО!

За ратный труд и освоение новой техники в мирное время Борис Шихов награжден медалью «За боевые заслуги», двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени и многими медалями, а также наградами ГДР за плодотворную работу военным советником Национальной народной армии ГДР.

Подчиненные в местах службы Бориса Владимировича «за глаза» называли его «Батя». Такого обращения удостаивался далеко не каждый командир.

Свою судьбу он сделал сам. Будучи деревенским мальчишкой, не имея ни влиятельных родственников, ни покровителей, и пройдя нелегкий путь от рядового саперного батальона до первого заместителя командира 27-го корпуса ПВО 2-й Отдельной воздушной армии ПВО страны, он никогда не изменял своим человеческим принципам, которые в него заложили в детстве родители.

Закономерным итогом этого стало присвоение ему накануне очередного Дня Победы 8 мая 1966 года звания генерал-майора авиации СССР.

Борис Владимирович бывал в Ярославле, и не один раз. После войны приезжал повидать мать, своих уже взрослых брата, сестру и родившуюся в октябре 1942 года первую племянницу. Несмотря на то, что город всего полгода имел статус прифронтового, а начиная с марта 42-го стал тыловым, в нем всем приходилось несладко. Многие жители сажали картошку прямо в городской черте на пустырях за рекой Которослью, ездили по деревням, отдавая какие-то вещи в обмен на продукты питания. Оборонные заводы выпускали продукцию круглосуточно. На одном из них наравне со взрослыми работал младший брат Бориса Владимир.

Почти все военное лихолетье его родня провела в маленькой комнате номер 28 на третьем этаже гостиницы №1 в центре города. Заведение это стало временным пристанищем для многих людей, согнанных войной с родных мест. Это и жители блокадного Ленинграда, и представители творческой элиты Эстонии, находившейся в оккупации, и много еще кто. Стоит, пожалуй, вспомнить, что именно Ярославль стал тем самым местом, где заново создавались практически все творческие коллективы эстонской культуры. В декабре 1941 года Комитет по делам искусств СССР принял решение о размещении государственных ансамблей Эстонии в Ярославле. Для одних этот документ во многом определил судьбу на годы вперед, а для других стал отправной точкой. Рабочей площадкой была выбрана сцена клуба «Гигант», где и начал свой звездный путь тогда никому неизвестный Георг Отс, а также многие музыканты классики и фольклора, артисты театра. Некоторым из них впоследствии довелось пройти и по фронтовым дорогам в составе концертных бригад. А трехэтажное здание гостиницы и сейчас стоит на углу улиц Свободы и Комсомольской...

А вот в личной жизни у Бориса сложилось все только после того, как погасло пламя над Манчжурией и была поставлена окончательная точка во Второй мировой войне, когда за плечами остались еще четыре года учебы в Военно-воздушной академии. Только тогда пришла настоящая любовь. Образцовый слуга своего Отечества, он и семьянином был образцовым – лучшим мужем, отцом и дедушкой. Будучи воином, закаленным в боях, бесстрашным летчиком-истребителем, одним из организаторов противовоздушной обороны страны, он был при этом человеком, основным достоинством которого была Любовь – к стране, к своему народу, малой родине, семье…

Он видел такое разное небо. Посвятив ему большую часть сознательной жизни, в отставку Борис Владимирович вышел только 29 ноября 1974 года.

Генерал-майор Борис Шихов был похоронен 30 августа 2002 года в Москве на Троекуровском кладбище со всеми подобающими воинскими почестями.

Он вернулся, обратно в Небо!

Фото из архива, авиару.рф

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Минниханов на форуме в Сочи добивается повышения товарооборота с Италией и Израилем В Татарстане приставы продают имущество уксусного завода и самолет «Тюменских авиалиний» Президент Минниханов: Татарстан должен найти свой путь к повышению рождаемости Отопительный сезон в Челнах стартует завтра В Ярославском регионе пересчитают диких животных по их следам

Последние новости