Наша читательница – известный ярославский фотограф Наталья Бородина – не перестает удивлять разнообразием своих творческих дарований и увлечений. На этот раз мы отправились к ней в гости, чтобы своими глазами увидеть, а руками – ощутить, как рождаются картины в технике «жидкий акрил».
Посреди светлой комнаты теперь стоит малярная ванна, на ней – фанерная заготовка для очередного произведения, рядом – банки с красками, материалы, инструменты. А самое главное – везде удивительные картины, созданные Натальей буквально в течение месяца.
– Увидела в интернете обучающие ролики по жидкому акрилу и пропала! – смеется новоиспеченная художница. – Кукол забросила – надеюсь, временно. Фотографирую мало – ограничения до конца не отменены. Потому сейчас у меня именно такая тема и пошла!
Живопись жидким акрилом или, как еще называют эту технику, «флюид арт» – один из наиболее популярных видов современного творчества, совсем недавно пришедший к нам из Америки. Но именно «флюид арт» стремительно завоевывает новых поклонников по всему миру благодаря своим неоспоримым преимуществам. Этот способ живописи прекрасно подходит для начинающих: для работы с жидким акрилом необязательно иметь навыки рисования и опыт работы с красками. Также не нужно большого количества инструментов и материалов. Скорость получения результата – еще одно важное достоинство. Чтобы нарисовать картину жидким акрилом, хватит и получаса.
Наталья демонстрирует свой инструментарий: в качестве основы – распиленная на квадраты фанера, купленная в одном из строительных магазинов. Можно взять грунтованный холст, который продают в художественных салонах, но выйдет это значительно дороже. Для первых опытов и плотный картон подойдет, например, крышки от обувных коробок. В любом случае поверхность желательно предварительно загрунтовать акриловым грунтом для лучшего сцепления с красками и их меньшего расхода. Акриловые краски – те, что в больших банках, из магазинов для строителей.
– В художественных салонах покупаю краски редких чистых цветов – например, берлинскую лазурь или турецкую голубую. Стоят они недешево, поэтому их легко можно сочетать с лакокрасочным ассортиментом строительных магазинов, с колорантами, которые можно купить за копейки, или с недорогими акриловыми эмалями. Главное – краска должна быть именно акриловой, водорастворимой. Белой краски много уходит, это самый нужный цвет.
Непосредственно для заливки используется не чистая краска, а особый состав: две трети клея ПВА, одна треть акрилового лака и непосредственно краска, которую добавляют в качестве колера. Все размешивается до консистенции жидкой сметаны, при необходимости допустимо разбавить водой. В смесь можно добавить силиконовое масло для создания клеток, ячеек, имитирующих пузыри или дырочки, а также разнообразные металлики, блестки, поталь, растворы для создания трещин и другие материалы или составы.
– Акриловая заливка – это в первую очередь очень творческий и занимательный процесс, – рассказывает Наталья Бородина, одновременно создавая очередное необычное изображение. – Мы льем две, три, максимум – четыре сочетающиеся между собой краски чистых цветов на будущую картину, затем с помощью фена для волос или газовой горелки начинаем раздувать полученную смесь по всей поверхности картины, получая красивые переходы и переливы цветов.
После первичной заливки и раздувания краски в дело идут разные подручные средства для достижения характерных эффектов: бусы, веревки и веревочки, расчески (с их помощью можно получать изображения, напоминающие роскошные перья больших птиц), самая обычная решетка для слива раковины – она позволяет получать интересные эффекты, если краску лить через ячейки. Можно и чайное ситечко взять, если хочется поэкспериментировать. А слегка сдутый воздушный шарик дает особую, ни с чем не сравнимую фактуру.
– С различными техниками, способами заливки у меня вышел интересный казус, – рассказывает Наталья. – Смотрела ролик, где художник показывал, как лить краску с использованием большого и малого пластиковых стаканчиков. Казалось бы, ничего сложного: внутри большого стакана устанавливаем маленький, наливаем две краски – допустим, фуксию в большой стакан, а белую – в маленький. И начинаем заливку, чтобы жидкости на основу лились одновременно. Я долго не могла понять одну вещь: почему у меня всегда внешняя краска из большого стакана становится основной, центром «озера», то есть льется первой, а внутренняя, из малого стаканчика – только дополнительными ручейками, из «озера» вытекающими? Почему в обучающих роликах все наоборот? Долго пробовала разные варианты, наконец, сдалась. И только потом поняла: ролик-то из Австралии! Там магнитные полюса Земли иначе действуют, чем у нас, и вот даже краска по-другому течет!
Мы любуемся самыми разными произведениями, созданными фотографом, кукольником и художницей в одном лице в необычной, но уже такой популярной во всем мире технике. Потом пробуем сами создать свою картину под чутким руководством мастерицы. Ощущения интересные: легкий наклон руки – и все уже иначе, прикосновение расчески – снова другая картина получается. Если что-то не понравилось, не беда: можно все смыть и заново залить. А уж если результат устраивает, то тут, что называется, лучше вообще не дышать: в течение суток картина будет сохнуть. И если изображение случайно заденешь – все пропало, дефект ничем не замажешь и не исправишь.
– Заливка, смешивание, наслаивание цветов, плавные перетекания краски – это еще и очень удачный способ арт-терапии, – улыбается Наталья. – Результат всегда получается интересный, неудач быть не может, а главное – каждый рисунок жидким акрилом единственный в своем роде. Конечно, этот метод художественного творчества не претендует на высокое искусство: он так и называется – дизайнерская живопись для украшения интерьера. Но вы сами видите, насколько приятные эмоции испытываешь, когда занимаешься заливкой, насколько это одновременно вдохновляющее и успокаивающее занятие. А потом, когда разглядываешь получившуюся картину, видишь там самые разные вещи: море или горы, срез малахита или извержение вулкана, крыло бабочки или цветок в макросъемке…
Помните, как в детстве перед сном мы рассматривали узоры на коврах, которые складывались в удивительные образы? Или известное развлечение человечества – смотреть на облака и гадать, на кого они похожи. Акриловая заливка позволят испытать похожие чувства, и они очень приятны для каждого, особенно если автор картины – вы сами!
Фото Анны Соловьевой