Среди огромного количества фотопортретов, созданных фотомастером Николаем Тугановым, два снимка занимают особое место. Потому что и люди, которые на них изображены, занимают особое место в жизни и в культуре Набережных Челнов.
На портретах поэтесса Инна Лимонова и художник Виктор Сынков. По стечению обстоятельств обе эти большие личности родились в один и тот же 1955-й год. Оба приехали в Челны в начале 70-х годов прошлого века. Расцвет их творчества пришелся на 70-80-ее годы. Они очень разные люди, возможно, они и не были знакомы друг с другом. Но и поэтесса Лимонова и Виктор Сынков заслужили того, чтобы о них знала и нынешняя челнинская молодежь.
Инна Лимонова приехала на строительство КамАЗа и города и в буквальном смысле строила. Работала штукатуром-маляром. В те годы в городе было создано творческое объединение «Орфей», которое стало своеобразным домом для стихотворцев строящегося города на Каме.
- Из всех участников «Орфея» и вообще из всех местных поэтов Лимонова, пожалуй, наиболее масштрабная и заметная личность, - дает оценку знаток челнинской культуры, певец и музыкант Сергей Некляев. По значимости для Челнов вровень с Лимоновой можно поставить разве что одного из организаторов «Орфея» Николая Алешкова.
Портрет Инны Лимоновой. Фото Николая Туганова
О поэзии Инны Лимоновой здесь рассказывать смысла нет, но Инна оставила после себя еще и такой материальный и ценный след, мимо которого лучше не проходить. Это дом памяти Марины Цветаевой в Елабуге. Дом, в котором гениальная современница Блока и Есенина прожила последние десять дней своей жизни. О том, как создавался этот музей по инициативе президента банка «Континент» Леонида Онушко и руками Инны Лимоновой рассказала она сама в одной из своих книг. Мы просто приведем некоторые отрывки из этого рассказа.
"Онушко посетила внезапная идея - силами банка выкупить дом в Елабуге, где провела свои последние дни поэт Марина Ивановна Цветаева с сыном. Там же она и повесилась... Дом этот предполагалось перестроить под музей, у музея должен быть директор... В директоры прочили меня. Нужно было выкупить этот самый дом. Меня такая история необычайно интриговала - домов, тем более под музей, я отродясь не покупала.
Ушлая хозяйка дома проявила необычайную расторопность и сметливость. Мы, оказывается, были здесь не первые. За деревянный двухкомнатный домик, небольшой огородик и пару сараюшек она просила несколько квартир и коттеджей на всю родню до третьего колена.
Литературный музей Марины Цветаевой. Фото с сайта: votpusk.ru
Мы слегка приуныли, но ненадолго - Онушко твердым голосом приказал мне: "Давай, ищи дом поблизости. Подешевле и попросторней".Ччерез месяц мы купили двухэтажный дом в двухстах метрах от первого. Я облегченно вздохнула - все же постоянно находиться под воображаемой петлей, которая полвека назад помогла Цветаевой перестать дышать, было бы тяжело. Счастливые бывшие хозяева, переезжая в новое, более комфортабельное жилище, весь свой вековой хлам оставили мне. Одних дырявых валенок мы вынесли на помойку пар сто, а весь остальной мусор из дома и огорода вывезли на пятнадцати КамАЗах-грузовиках. Вот где потрудились мои подросшие дети - они исправно исполняли роль мусорщиков и даже получали за это какую-то условную зарплату. Теперь предстояло его (дом) отремонтировать и наполнить содержанием. Хотелось бы еще знать каким...Марина Цветаева в Елабуге не жила. Марина Цветаева в Елабуге самоубилась. Поехала в Москву. Тогда все в Москву ездили, если не знали, какое принять решение. Привезла из Москвы несколько книг исследователей жизни и творчества Цветаевой с автографами.
Дом гибели Марины Цветаевой. Фото с сайта: moscovery.com
Потом, когда решили, что мебель в музее будет стоять никакая ни цветаевская - таковой просто неоткуда было взяться, а просто елабужская, того времени - сколько же моя "окушка" исколесила дворов и задворков (мы с ней и помойками не брезговали) - если не удавалось чего-то найти в домах у елабужан - искали на свалках - подбирали, отмывали, отдавали в ремонт или в реставрацию... К очередной годовщине смерти Марины Ивановны в 91 году открыли музей".
Много лет спустя к делу подключилась администрация Елабуги. Тот дом, в котором действительно жила Марина Цветаева, все-таки выкупили у хозяйки и Дом-музей переехал туда. А в доме, купленном "Континентом" открыли Дом творчества Цветаевой. Но сам музей был создан банкиром Онушко и поэтессой Лимоновой.
А в 1995-м году в 17 комплексе, в подъезде, где тогда располагалась студия радио «Формула «Да!» какие-то братки зарезали сына Инны Лимоновой. Сын был не единственный, у него был брат-близнец. Его Инна срочно забрала с собой в Москву, подальше от полубандитского родного города. Но второй сын и в столице оказался замешан в какую-то мутную компанию. Мама оттуда отправила его обратно в Челны. Здесь в купленной мамой небольшой квартире его и нашли мертвым.
Два года назад стало известно, что и сама поэтесса серьезно больна. Друзья и поклонники собрали ей деньги на лечение. Инна Лимонова продолжает жить и работать в Москве. Будем надеяться, что ей еще многое удастся сделать для людей, ради которых она пожертвовала своим личным счастьем.
Фото Николая Туганова, картина с сайта: art16.ru
Он родился в Архангельске и вырос в детском доме. В 1976-м году окончил Лениногорское художественное училище и приехал в Набережные Челны. Здесь и жил. Трагически умер 20 октября 2000-го года. Друзья утверждают – повесился на собственном ремне на трубе в ванной. Жена, ссылаясь на патологоанатомов, утверждает – умер от обширного инфаркта, а ремень снял, чтобы избавится от удушья, которое возникает при инфаркте.
- Вот я сейчас народный художник Татарстана, имею золотую медаль Союза художников России. Но в творчестве Сынкову я уступаю, - говорит один из самых ярких художников не только в Челнах и в республике, но и в стране Анатолий Пашин.
Сынков занимался монументальной и станковой живописью, графикой, книжной иллюстрацией, мелкой пластикой, в Сенеже обучился искусству офорта. Но наиболее талантливыми у Сынкова были его рисунки размером со спичечный коробок. «Почеркушки», как называл их сам автор. Он и рисовал их часто на спичечных коробках.
"Почеркушки". Фото с сайта: art16.ru
- Посмотришь, маленький рисунок. А если увеличить, то становится ясно – глобальная картина! – говорит Пашин. И свои почеркушки, и прочие раздавал-раздаривал бессчетно и бесплатно. Говорил: «Мое искусство не продается». Творил для людей, жил жизнью далекой от достатка и страдал. Не от бедности. От окружающего его человеческого холода.
Были в Союзе художников Набережных Челнов такие руководители, которые Сынкова и художником не считали. А Сынков в Союз не стремился, но не мог понять почему ему туда дорога закрыта. Его не очень понимали многие из окружающих его и близких людей. И Сынков пил запоями.
- Но он пил так, как в свое время пил Есенин или Высоцкий. Не потому что очень хотели, а потому что надо было хоть на время уйти из этого мира, - рассказывает Пашин. Незадолго перед смертью Сынкова Пашин принес ему кастрюлю с борщом. Это было любимое блюдо Виктора.
- Ты же борщ любишь, покушай, - сказал Пашин.
- А зачем? - немного подумав, спросил Сынков. Пашин понял, что дела совсем плохи. Но помочь уже ничем не смог.
Сергей ИСИЧКО