Рыбинск прямо на глазах становится «умнее». Как это, спросите вы? Здесь на помощь в управлении городом приходят интеллектуальные технологии.
В первую очередь госкорпорация «Ростех» взялась за рыбинские дороги. На самых оживленных перекрестках идет установка индукционных светофоров, которые учитывают интенсивность движения, а на центральных улицах монтируют «интеллектуальное» освещение с дистанционным управлением. Эти меры стали практическим воплощением договоренностей, заключенных на Петербургском международном экономическом форуме правительством региона. Проект реализуется совместно с холдингом «Швабе» и НПО «Конверсия» без привлечения бюджетного финансирования.
– Первым городом области, где в ближайшее время будут внедрены новейшие цифровые решения, стал Рыбинск. В дальнейшем этот опыт планируется распространить на Ярославль: там системы уличного освещения и управления дорожным движением не отвечают современным реалиям и требуют серьезной модернизации, – заявил губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов.
Такие городские проблемы, как пробки, могут решаться консервативным способом, то есть физическим увеличением пропускной способности дорог, но, к сожалению, в условиях наших городов ресурсы по расширению магистралей уже исчерпаны. Не лишать же пешеходов тротуаров, а жителей – зеленых зон? Раз города не получается проектировать под автомобили, то надо искать другой подход – за счет ресурсов интеллектуальных систем, способных объединить весь транспорт и людей в единую систему, где сам город «принимает решение», как распределять транспортные потоки.
Новые регулировщики уже появились в Рыбинске на перекрестках улицы Свободы с улицей Герцена и с проспектом Ленина. Кроме внешних доработок – дополнительных стрелок движения, ограничительных световых ореолов – под землей находятся специальные индукционные петли. Они реагируют на интенсивность транспортного потока. В зависимости от загруженности в автоматическом режиме идет выбор приоритетов и происходит переключение сигнала светофора. Таким образом, здесь нет регламентированного времени или привычных режимных фаз, управление подбирается с учетом текущей дорожной ситуации.
– Проведенные мероприятия позволят ликвидировать концентрацию очагов аварийности. Как показывает практика, именно эти участки центральной транспортной магистрали города имеют наибольший трафик и максимальную загрузку в часы пик. Светофоры нового поколения своевременно разделяют фазы движения транспорта и пешеходов, не создавая пробок. Поэтому в части повышения безопасности дорожного движения это эффективная мера, результат работы «умных» светофоров мы увидим в самое ближайшее время, – сказал начальник Рыбинского ГИБДД Андрей Пушкин.
Нововведения уже успели оценить водители. Теперь время ожидания в пробке в «узких» местах Рыбинска стало значительно короче.
– Раньше было обидно, стоишь, ждешь, когда сменится сигнал светофора, а в это время на той полосе, где горит «зеленый», практически никого нет. Теперь и пешеходный переход сделан «по заявкам» граждан, что тоже удобно, а то днем некоторые маршруты вообще непопулярны у населения, а нам, автомобилистам, приходится терять время на «красном», а так, глядишь, трафик передвижения по городу станет очень удобным, – делится таксист Андрей Смирнов.
Кстати, скажется такой «умный» подход и на экологической обстановке: чем короче время в пробке, тем меньше выхлопных газов от машин. Так что со всех сторон одни плюсы.
Вторым направлением в рамках проекта «Ростеха» является установка в Рыбинске 250 энергосберегающих уличных светильников. Они уже появились на Волжской набережной. Часть из них – с дистанционным управлением, которое позволяет регулировать освещение в зависимости от времени суток и погодных условий. Срок работы современных светодиодных светильников – 10 лет. Их эксплуатация позволит экономить бюджетные средства, которые город расходует на уличное освещение.
Закончить установку оборудования планируется в марте. Первые эффекты от внедрения «умной» инфраструктуры регион сможет оценить уже в 2018 году.
Планируется, что в мае «умные» технологии придут в Ярославль: в рамках направления «Интеллектуальная транспортная система» предполагается установка камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД на пяти ключевых объектах дорожной сети столицы региона. Комплексы смогут определять факты нарушений скоростного режима, непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе, проезд на запрещающий сигнал светофора, езду транспортных средств по обочине и выезд на полосу встречного движения.
Компетентно
Разработка и внедрение «умных» технологий, повышающих качество жизни людей, – одна из стратегических задач «Ростеха». В частности, проект «Умный город», элементы которого мы начинаем внедрять в Ярославской области, нацелен на решение конкретных проблем: интеллектуальные светофоры помогают решить проблемы загруженности дорог и снизить аварийность; «умное» освещение повышает безопасность для граждан, а также позволяет экономить на энергозатратах до 50%. В дальнейшем опыт Рыбинска может быть масштабирован на регион в целом, включая столицу области, – отметил директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко.
«Зеленая волна» в Ярославле
С пятницы, 23 марта, начались замеры интенсивности и плотности движения потока в час пик на пересечении Московского проспекта с проспектом Фрунзе с помощью квадрокоптера. Этими работами занимается региональный департамент транспорта совместно с ООО «Ярославльтранссигнал». Данные необходимы для того, чтобы подготовить модель режима работы светофоров с учетом прилегающей к Московскому проспекту магистрали и сократить время простоя автомобилей в утренних и вечерних пробках.
В настоящий момент «Ростех» успешно реализует ряд проектов по внедрению различных технологий «Умного города» сразу в нескольких городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ярославле, Улан-Удэ и др.