Совершенно по-новому прочитал первый русский театр мудрую пьесу Григория Горина «Забыть Герострата» (18+) про то, как деградирует общество и последующие поколения транжирят, а затем и уничтожают великое историческое наследие своих предков.
– Горин всегда очень остроумный, парадоксальный. Его тексты предоставляют удивительную возможность современно, с юмором говорить об очень важном для каждого человека, – предварил премьеру художественный руководитель театра имени Волкова Сергей Пускепалис.
…Импозантная дама с громкоговорителем в руках в исполнении актрисы Александры Чилин-Гири ведет к руинам древнегреческого города группу скучающих туристов, приехавших понежиться на пляже в жарких лучах солнца, искупаться в теплом море, побаловать себя экзотической едой и отличным сервисом. Ну, и заодно осмотреть местные достопримечательности. Особенно ярко экскурсовод рассказывает о храме богини Артемиды, прославивший эти места 2 300 лет назад:
– Сто двадцать лет строили его мастера. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих, – тараторит гид, впечатляя своих слушателей выразительными деталями. – Длина сооружения составляла 105 метров – как полтора современных футбольных поля, ширина 52 метра – такова в наше время ширина взлетной полосы, его украшали 127 колонн (они были высотой с шестиэтажный дом). Выдающиеся зодчие и трудолюбивые ремесленники поколение за поколением вкладывали свой гений, свой труд и свою любовь в это величественное творение рук человеческих, надеясь, что оно прославит их на века. Но большинство из них были вскоре забыты, зато дошло до нас имя ничтожества по имени Герострат, который сжег прославленный храм...
Отбарабанив свою дежурную речь для публики, экскурсовод в очередной раз спрашивает себя: как такое вообще могло произойти?!… И неожиданно оказывается в прошлом, – вернее, в созданном ее собственным воображением античном «королевстве кривых зеркал», где антураж древности воспринимается всего лишь как театральный реквизит, потому что подобные события могли произойти где угодно, да и проблемы поднимаются вечные.
Автор пьесы, драматург, писатель-сатирик, сценарист, телеведущий Григорий Горин и постановщик спектакля Сергей Пускепалис попытались разобраться, почему покусившегося на честь и славу своей эпохи Герострата уже во времена Древней Греции и Древнего Рима историки упоминали наряду с великим философом Аристотелем и создателем грандиозной империи Александром Македонским, а сегодня это один из самых известных исторических персонажей античности. Задавшись этой целью, они с помощью ярких художественных приемов довели ситуацию до абсурда. В их интерпретации поднявший руку на общенародное достояние, гордость не только своего Отечества, но и всего античного мира, олицетворение великой цивилизации Герострат… становится кумиром толпы и провозвестником новых смыслов.
Его жизненное кредо – «Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь!» – нравится многим. И геростратова слава – в понимании этого отморозка и его многочисленных последователей – вовсе не позор. «Сегодня проклинают, завтра будут относиться с интересом, через год полюбят, через пять – будут обожать», – уверен он. Он делает популярность на скандалах, разрушении устоев, поругании святынь – и преуспевает.
Какая ирония судьбы: когда Герострат был скромным тружеником, честным и законопослушным гражданином, никто им не интересовался. Но стоило ему совершить громкое резонансное преступление, о нем заговорили все.
Обретенная известность конвертируется в деньги, высокое положение, любовь знаменитых красавиц. Ему удается купить себе сторонников из числа служителей закона. Сам повелитель Эфеса спешит приблизить вандала к себе, чтобы погреться в лучах его славы.
Только один человек – главный законник города Клеон – борется с культом Герострата, потому что понимает: уничтожив основы и достижения цивилизации (неважно, путем вандализма либо из желания сэкономить ресурсы, внедрить чуждые идеи, отказавшись от своих), можно уничтожить и саму цивилизацию.
Клеон не поддался промывке мозгов, не поменял идентичность, не переобулся в воздухе. И для него важно не только покарать преступника, но и вычеркнуть его имя из общественного сознания навсегда. Забыть Герострата, ведь пока о нем помнят – его дело живет.
Сколько мудрых истин в этой пьесе! Почти полвека назад она уже шла на подмостках первого русского театра. Главные роли тогда исполняли корифеи Волковской сцены, а простого горожанина в том спектакле играл молодой Валерий Соколов. В новой постановке у заслуженного артиста России роль правителя Тиссаферна, сатрапа персидского царя.
В новом спектакле заняты также Илья Коврижных (Герострат), народный артист России Валерий Кириллов (ростовщик Крисипп), Алексей Кузьмин (Клеон), Юлия Знакомцева (Клементина, жена Тиссаферна) и другие известные и любимые публикой артисты. А еще ярославские зрители смогут увидеть в этом спектакле известного актера театра и кино Сергея Степина – он будет играть роль Тиссаферна в очередь с Валерием Соколовым.
Звездным можно назвать и состав постановочной группы. Сценографию разработал театральный художник Алексей Вотяков, оформивший более 150 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Казани, Уфы и других городов. В Волковском театре он был художником спектакля «Сирена и Виктория», премьера которого прошла 30 октября. Хорошо знакома ярославским театралам и художник по костюмам Фагиля Сельская. Кстати, совсем недавно – 10 ноября – ей была вручена театральная премия «Золотая маска». Свет ставил еще один обладатель «Золотой маски» – Дмитрий Зименко (Митрич), музыку написал композитор Игорь Есипович.
В этом спектакле смешное и ужасное неразрывно спаяны, а горестные мысли и события перемежаются с забавными мизансценами. Но главное – это все-таки размышления об ответственности каждого человека за судьбу своей страны, своей цивилизации, убежденность, что нельзя предавать память предков. Не только к гостье из будущего, но и к каждому из нас обращены слова:
– Для чего они это делали? Неужели для того, чтоб однажды пришел мерзавец и все это обратил в пепел?!