Психологу часто приходится выступать в роли «спасателя», разрешая и предотвращая конфликты в обществе. Но это лишь одна из сфер его деятельности. Сегодня они помогают наладить отношения в семье, сделать карьеру, управлять коллективами. Работают на предприятиях, в школах, в «красной зоне» больниц. О том, чем живет ярославская психологическая школа, рассказал ее руководитель, член-корреспондент Российской академии образования, профессор ЯрГУ имени П.Г. Демидова Анатолий Карпов.
«Спасибо» от космонавтов
О том, насколько высок авторитет ярославского вузовского сообщества в России, говорит тот факт, что второй год подряд его представители занимают лидирующие позиции в общенациональном рейтинге высшей школы. В прошлом году ректором года стал руководитель ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев. А в этом – деканом года признан возглавляющий факультет психологии ЯрГУ имени П.Г. Демидова Анатолий Карпов. Тезка знаменитого шахматиста, чемпиона мира по шахматам, наш ярославский Анатолий Карпов тоже своего рода гроссмейстер – но психологии.
– О том, что коллеги из Российского психологического общества выдвинули меня на общенациональную премию «Декан года», и о заседании конкурсной комиссии я узнал постфактум. Мне позвонили из Российского профессорского собрания и поздравили с присуждением высокой награды. Церемония вручения состоялась 28 сентября в Москве в рамках Профессорского форума «Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы», посвященного Году науки и технологий. Считаю это оценкой деятельности не только моей, но и ярославской психологической школы в целом, – рассказал Анатолий Викторович.
Факультет психологии в Ярославском госуниверситете был учрежден более полувека назад – в 1970 году.
Анатолий Викторович – сын одного из основателей ярославской психологической школы, Виктора Васильевича Карпова, стал одним из первых студентов и выпускников факультета психологии ЯрГУ. И в дальнейшем связал с ним свою жизнь: здесь встретил свою любовь, здесь преподает и занимается научными исследованиями. Ныне он заслуженный деятель науки Российской Федерации и заслуженный работник высшей школы РФ.
– С самого начала факультет отличала прикладная направленность. Помощь органам власти и предприятиям Ярославского и других регионов в решении практических задач рассматривалась как важная и значимая – не в ущерб науке, естественно, – отметил Анатолий Карпов.
К примеру, для предприятий нефтяной отрасли были даны рекомендации по действиям операторов в сложных для принятия решения условиях. Для образовательных организаций разработаны новые методики профессиональной аттестации педработников. Ими пользуются не только в Ярославской, но и в Смоленской, Читинской и других областях России.
Эффективные психологические тренинги для детских хирургов помогали врачам сохранять выдержку в экстремальных ситуациях. Работали ярославские психологи и в интересах армии: подготовленные ими тесты применяются при отборе претендентов на должность операторов комплексов ПВО.
В обучении покорителей Вселенной психологическая составляющая тоже имеет первостепенное значение. Ярославские разработки в свое время задействовал Центр подготовки космонавтов. Это лишь малая толика того, что сделано за минувшие пять десятилетий.
Традиции факультета заложили именитые ученые: академик Владимир Шадриков, профессора Михаил Роговин, Юрий Корнилов, Владимир Дружинин и многие другие.
Их дело – в надежных руках. Так, заведующая кафедрой общей психологии – доктор психологических наук, доцент Елена Конева возглавляет научный коллектив, занимающийся исследованиями в сфере когнитивной психологии. А еще она – главный государственный судебный эксперт региональной лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ.
Кафедра психологии труда и организационной психологии, которую возглавляет Анатолий Карпов, специализируется на психологии рекламы, методах психологической защиты, основах эффективных переговоров, кадрового менеджмента и карьерного консультирования.
А вот кафедра социальной психологии и ее заведующая – член-корреспондент Международной академии психологических наук Светлана Трифонова занимаются исследованиями социально-психологических процессов в группах.
Педагогическая деятельность во всех ее проявлениях – сфера профессиональных интересов сотрудников кафедры педагогической психологии под руководством доктора психологических наук, профессора Сергея Кашапова.
А на кафедре консультационной психологии, возглавляемой доктором психологических наук, профессором Надеждой Клюевой, студенты не только постигают основы будущей профессии, но и обретают бесценные практические навыки и опыт работы с людьми. Надежда Владимировна – ученый и практик, директор Центра обучения и психологического консультирования, член Общественной палаты ЯО.
Шах и мат – непрофессионалам
Самое удивительное, что сегодня в Ярославской области, где психологов на душу населения, пожалуй, больше, чем в любом другом регионе страны, остается риск нарваться на непрофессионала.
Порой консультирование больше напоминает камлание шамана, а коуч личностного роста чуть ли не с бубном вокруг своих учеников бегает. «Почему так происходит?» – спрашиваю у Анатолия Карпова.
– Квалифицированных специалистов по-прежнему не хватает, не всегда их имена на слуху. А руководствуясь в своем выборе рекламой, можно совершить ошибку, ведь психология – та область, где шарлатанство, к сожалению, весьма распространено, – объясняет Анатолий Карпов. – Порой так называемые психологические услуги граничат с оккультизмом. В Госдуме РФ дожидается своего рассмотрения законопроект о психологической деятельности. Его принятия мы очень ждем: он четко определит, каким критериям должны соответствовать центры консультирования. И какие методы в их работе недопустимы.
Сегодня порой как случается: расклеил афиши, в которых объявил себя коучем, гуру консультирования, – и собирай денежки с доверчивых людей. И мало того что четко не разграничены сферы деятельности психологов и медиков (психотерапевтов, психиатров). Вторгаться в чужую профессиональную сферу чревато серьезными последствиями. Возможно, у клиента медицинский диагноз и его срочно нужно лечить – а ему дают советы вместо пилюль, превращая в потенциальную «бомбу» для окружающих.
Есть и еще один аспект проблемы: под маской консультационных услуг людям предлагают экстрасенсорику, магию, парапсихологию – у кого до чего фантазия дойдет.
– С научной точки зрения это нельзя назвать психологической помощью. Право консультировать должен иметь специалист с профильным образованием, получивший соответствующий сертификат. О необходимости введения единых стандартов этой деятельности не единожды говорила директор Центра экстренной психологической помощи Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, член экспертной группы по разработке законопроекта о психологической деятельности, вице-президент Российского психологического общества Юлия Шойгу, – уточняет Анатолий Викторович.
Не секрет, что вопросы мотивации сотрудников, успешной карьеры, продвижения по службе решаются куда эффективнее, если под них подвести научную базу.
– А еще важно учитывать, что большая часть профессий сегодня принимает новую – цифровую – форму. Отвечая на вызовы времени, мы планируем создать лабораторию киберпсихологии. Уже сейчас порядка 40% всех психологических исследований лежат в плоскости IT-технологий и киберпространства. За этим будущее. И молодежь идет туда, где престижно, интересно, денежно. Недавно коллектив, который я возглавляю, единственный за пределами столицы получил крупный грант Российского научного фонда на исследования компьютерной деятельности. Их цель: разработка профессиограммы IT-профессий, перечня соответствующих им жестких и мягких навыков, совершенствование существующих обучающих программ с учетом психофизиологии, – поясняет собеседник.
В то же время далеко не все проблемы, которых в нашей жизни меньше не становится, можно решить чисто научными методами.
– Психология труда, которой я занимаюсь всю свою жизнь, – одна из самых сложных и болезненных. Не устаю повторять: любая социальная проблема носит комплексный характер. Нельзя бороться с безработицей посредством одной лишь психологии. Мы, конечно же, готовы помочь, но нужны также новые рабочие места, инвестиции в развитие инфраструктуры, – подчеркивает Анатолий Карпов.
В труде, в обучении, в общении между людьми все большее значение приобретает дистант.
– Так случилось, что виртуальная реальность становится для многих гораздо более значимой, чем социальная среда. Порой не только коллеги, сокурсники, одноклассники, соседи, но даже члены одной семьи коммуницируют друг с другом посредством чатов, мессенджеров, соцсетей. Но социализация возможна только в живом контакте. Это проблема может стать глобальной, разрушить основы цивилизации, – переживает профессор.
Наконец, в цифровом XXI веке индекс Флинна, характеризующий медианный уровень интеллекта молодого поколения, начал падать, хотя на протяжении почти всего XX века он рос.
– Задача общества – отвечать на вызовы времени, – не теряет оптимизма Анатолий Карпов.