Депутат парламента Татарстана Ильсия Мезикова прокомментировала "Челны 24" ситуацию вокруг инициативы внести изменения в федеральный закон "Об образовании" и сделать изучение родных языков в национальных республиках добровольным.
- Ильсия Хамматовна, Вы были в числе тех, кто был инициатором заявления Государственного Совета Республики Татарстан 25 апреля 2018 года в связи с законопроектом о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», внесенным в Государственную Думу 10 апреля. Не могли бы Вы поделиться мыслями относительно законопроекта? Каковы на Ваш взгляд доводы и мотивы его инициаторов и в чем собственно их неприятие?
- Мне, как представителю сферы образования, по крайней мере, странно видеть, как депутаты – инициаторы законопроекта публично высказываются в его пользу. Хотя и высказываются-то в СМИ несмотря на многочисленные вопросы лишь двое из пяти, остальные склонны хранить молчание.
Так, Елена Строкова заявляет, что: «Основная новелла заключается в том, что учащиеся и их родители смогут самостоятельно выбирать язык обучения, для этого им нужно будет написать заявление». Позвольте, но какая же это новелла? Язык обучения и сейчас избирается родителями, и законодательство это гарантирует уже многие десятилетия. Для системы общего образования это норма.
Читаем далее: «В Госдуму внесен проект закона, обеспечивающего право граждан РФ на добровольное изучение родного языка. Значит нам дарят добровольность – хочу учу, хочу не учу родной язык, но при этом умалчивается, что страдает гарантированность прав. «Хотеть» из вариативно-необязательной части при минимуме отведенного времени будет практически невозможно. И потом, разве не добровольно изучали родные языки? Изучали именно добровольно и на основе заявлений. Но каждый выбирал и выбирает тот язык, который считает для себя родным. Эта гарантия уже есть!
Еще я обратила внимание на следующее. Строкова так же отмечает, что законопроект «направлен на приведение федерального закона „Об образовании в РФ“ в соответствие с Конституцией, которая закрепляет право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Так, по ее словам, оказывается, мы до сих пор жили по неконституционному закону. Как-то странно все это выглядит.
- Известно, что в средствах массовой информации на эту тему весьма активно давал свои комментарии депутат Олег Николаев. Кстати, он из соседней республики – Чувашии, где также как и для других республик характерна национальная специфика. Что Вы думаете в этой связи?
- Депутат Олег Николаев говорит о какой-то «очень большой аналитической работе, проведенной после заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Йошкар Оле». Только почему-то у него доводы совсем уж никакие. Где же они результаты аналитической, экспертной работы, о которых представители сферы образования понятия не имеют? Даже оказывается сделан некий «вывод, что нужно закрепить на уровне РФ единый подход к образовательному процессу родных языков». Похоже он настолько далек от системы образования, что не знает о единстве образовательного пространства по всей стране. В другой раз он говорит и о том, что «данным законом закрепляется действующий порядок организации обучения родным языкам». Так значит он есть, как есть и закон его регулирующий.
Следующее открытие - законопроект «закладывает, прежде всего, приоритетность изучения русского языка в России». А что, у кого-то есть сомнения, или мы закон как-то не так читали все эти годы? Далее о «добровольности изучения родных языков народов, проживающих во всех субъектах страны». Но об этом я уже сказала ранее.
И еще депутат учит ранжированию языков. "Законом устанавливается приоритетность государственных и языков из числа народов РФ. Родные языки, имеющие статус государственных, должны изучаться не в ущерб русскому языку». Извините, но это действующая норма. Далее читаем «а родные из числа народов РФ – по мере имеющихся у образовательных учреждений возможностей. Норма тоже, кстати, действующая, которая и ранее помогала ссылаться на отсутствие возможностей во многих регионах.
«Таким образом,» заключает депутат «формируется четкий порядок: русский язык, следом за которым идут родные языки, имеющие статус государственных и замыкают список родные языки из числа языков народов РФ». А мы то наивные про равенство языков. Хотя Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" помнится никто не отменял. А статья 2.4 ясно гласит, что «Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом» при том, что «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык» (ст. 3.1). А ещё в соответствии со статьёй 3.5 «Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства».
А ещё Николаев кивает на «региональные власти и образовательные организации», чтобы те «перестроили систему преподавания родных языков таким образом, чтобы заинтересовать не только детей, но и взрослых, не являющихся носителями языка... Очевидно, это должны быть методики, показывающие богатство культуры и традиций, а также их глубину посредством современных инструментов. В том числе – мультимедийных, цифровых и игровых». Так и хочется спросить депутата, а за счет каких учебных планов и ресурсов? Может быть вариативных? Что-то мне это напоминает тришкин кафтан.
- Что-то известно о позиции других инициаторов законопроекта?
- Нет. Но я хотела бы обратить внимание на еще одного из подписантов - депутата Бориса Чернышова. Конкретно по этому законопроекту он не высказался. Зато чуть ранее отметился, предложив вернуться к обсуждению законодательной инициативы фракции ЛДПР о защите русского языка. Он заявил, «Мы много говорим о том, что идет борьба с русским языком за рубежом. Запрещается русский язык в Латвии, на Украине. Однако мы не замечаем тех процессов, которые происходят у нас в стране». Знаете, это он не про родные, а про английский, что мешает русскому языку полноценно функционировать. А кто бы родные языки народов России защитил. Вот в этой его позиции двойными стандартами попахивает.
- Вас послушаешь и задумываешься – так зачем менять то, что проверено временем и не вызывает отторжение у народов России? В чем же дело?
- Похоже, что инициаторы законопроекта решили поймать хайп на волне прошедших проверок прокуратуры, а также бурных дискуссий на эту тему и особо не задумывались по существу вопроса и не вчитывались в текст законопроекта. Молчание одних и пространные высказывания не в тему других, указывают на то, что подписали они законопроект «на ходу».
Не допустимо, чтобы подобные законопроекты, затрагивающие сущностные основы национальной политики, как базы для позитивных межнациональных отношений, вносились таким вот образом.
- Что же, Спасибо, надеюсь позиция депутатов Государственного Совета Республики Татарстан будет услышана.
Беседовал Владимир Павлов
Фото: Госсовет РТ, "Татар-информ"