Источник повышенной опасности – да-да, речь идет об автомобиле. Только говорить мы будем не о соблюдении правил дорожного движения и не о состоянии дорожного покрытия. Сегодня автомобиль – это еще и головная боль тех, кто борется за сохранение окружающей среды.
Первый и главный аспект «автовоздействия» на окружающую среду – выхлоп двигателя внутреннего сгорания. Здесь есть уже устоявшиеся нормы регулирования – в частности, стандарты классификации двигателей. С Евро-2 или Евро-3 на улицы еще выехать можно, а вот техосмотр пройти – уже вряд ли. Отчасти решен вопрос утилизации старых авто – хорошо сработала государственная программа замены старых автомобилей на новые отечественные модели.
Но все равно с машинами не все так просто. К примеру, у них есть те части, которые служат практически пожизненно: двигатель, рама, кузов. А есть те, что нуждаются в периодическом обновлении – к примеру, шины. Казалось бы, сносилась резина, купил новую, заменил ее на шиномонтаже – и нет проблем! У автомобилиста – точно нет, а вот владелец шиномонтажной мастерской на этой стадии их приобретает: у него начинают накапливаться отходы четвертого класса опасности. Не самого высокого, но при определенных объемах отвал из бывших в употреблении покрышек становится серьезной угрозой окружающей среде.
– Сами по себе шины не несут непосредственной и существенной экологической угрозы, – пояснил заместитель директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – председатель комитета организации деятельности по обращению с отходами Артем Назаров. – В силу своей специфики они химически инертны. Конечно, при длительном складировании, особенно под открытым небом, и самая устойчивая современная резина начинает выделять опасные компоненты в окружающую среду. Но это было бы полбеды. Хуже, что это – пожароопасные отходы. Их горение приводит к выделению большого количества токсических и канцерогенных веществ. Помимо того, в условиях полигона ТКО в этот пожар включаются другие отходы, что приводит к экологическим проблемам еще большего масштаба. Поэтому приходится искать пути, которые привели бы к полной утилизации автомобильной резины.
Отчасти этот вопрос уже решен – все сертифицированные пункты обслуживания, работающие на законных основаниях, обязаны заключить контракт на утилизацию авторезины с любым оператором, имеющим соответствующую лицензию.
При этом сами пункты шиномонтажа имеют право хранить резину, выслужившую свой срок, не более 11 месяцев – и только на специально оборудованных площадках с твердым покрытием и навесом. Как правило, вывоз происходит даже чаще, потому что покрышки занимают много места. Не успеваешь глазом моргнуть, а уже и складировать их некуда!
Казалось бы, сам по себе вопрос не стоит лысой шины: авторезина – ценное сырье для благоустройства. Измельченные в крошку, они весьма ценятся при обустройстве тротуаров, спортивных площадок и стадионов, мест отдыха и детских площадок. Часть конструкции – к примеру, корд – может быть использована вторично. Более того: наш основной полигон ТКО «Скоково» располагает соответствующими мощностями, чтобы переработать большую часть покрышек, утилизируемых по всему региону.
Но процесс обновления резины идет не только в шиномонтажных центрах. Полно еще «рукастых русских мастеров», способных сделать это буквально «на коленке», и хорошо, если «отставные колеса» оправятся куда-нибудь в палисадник, где следующие двадцать лет будут изображать, допустим, Чебурашку. Чаще они распределяются по различным закоулкам и канавам. При этом их нельзя складировать на контейнерных площадках – твердыми бытовыми отходами они не являются.
В этом году во время традиционной замены зимней резины на летнюю региональный оператор, несмотря на то, что это не его профильная деятельность, и полигон «Скоково» при поддержке регионального департамента охраны окружающей среды и природопользования организовали в Ярославле природоохранную акцию по сбору использованных автопокрышек. Результаты ее весьма показательны.
– По информации Росприроднадзора, сегодня по России утилизируется около 15 процентов старых шин, – пояснил Артем Назаров. – В абсолютном исчислении это около 320 тысяч тонн. «Скоково» в среднем принимало около 12 тонн таких отходов в месяц. За две недели акции на полигон поступило более тридцати тонн!
Нужно сказать, результат – уникальный. Причем не только из-за того, что в переработку отправилось огромное количество потенциально опасных отходов. Наши сограждане, оказывается, весьма ответственно относятся к решению экологических проблем – если для этого создаются необходимые условия.
Естественно, власти не собираются ограничиваться акциями. Для того чтобы каждая покрышка, выслужившая свой срок, оказывалась на площадке для переработки, нужен стабильно работающий механизм их непрерывной утилизации.
– На одном из заседаний Правительства России Президент РФ Владимир Путин потребовал, чтобы в обращении таких отходов как можно шире применялся механизм расширенной ответственности производителя, – сообщил Артем Назаров. – На территории области он уже реализуется в отношении источников питания – то есть батареек и аккумуляторов. Механизм его реализации довольно простой: производитель потенциально опасных отходов может либо платить прогрессивный налог, либо вложиться в сеть пунктов приема отработавших компонентов у населения. В этом случае он получает налоговые льготы. Сегодня все пункты приема батареек в Ярославской области работают именно по этому принципу. Бюджетных денег там нет – изготовитель элементов питания сам заинтересован в том, чтобы часть компонентов вернулась в производственный цикл.
Судя по всему, этот подход будет распространен не только на автомобильную «обувь». Во-первых, расходные материалы – не только резина. Сюда же входят, например, масляные и воздушные фильтры, само масло и т.д. И, может статься, в не самой отдаленной перспективе водители будут получать удостоверения, сдавая экзамены не только на знание правил дорожного движения и умение управлять транспортным средством, но и на понимание того, как утилизировать те части автомобилей, которые выходят из строя или отрабатывают свой срок службы. Сегодня это выглядит фантастикой, но… еще тридцать лет назад многие ли поверили бы, что в среднестатистической российской семье может быть пара-тройка авто?