Сложности у ТФБ начались чуть больше года назад, когда 15 декабря 2016-го года Агентство по страхованию (АСВ) передало руководство банка временной администрации. Последующая за этим паника вкладчиков привела к закономерному результату — утром третьего марта 2017-го Центральный банк отозвал у кредитной организации лицензию, а в апреле — ТФБ признали банкротом. По оценкам регулятора размер «дыры» в ТФБ достигал 100 млрд рублей.
С начала 2017-го года ЦБ лишил лицензии еще шесть банков Татарстана. Выплаты физлицам прошли без особых сложностей — суммы до 1,4 млн рублей были застрахованы и выплачены АСВ. А вот средства юридических лиц пропали — пострадало более 30 000 предпринимателей. Глава Татфондбанка Роберт Мусин сейчас находится в СИЗО — его подозревают в многомиллиардном мошенничестве. Хотя к концу года ТФБ не так часто мелькает в СМИ, подводить черту под этим делом еще рано — татарстанцы продолжают добиваться выплат и не так давно даже выходили на митинг.
Экс-премьер республики (а когда-то — мэр Челнов) входил в состав Совета директоров Татфондбанка (ТФБ — банк с госучастием, хотя доля властей Татарстана и составляла всего порядка 14% на момент вступления в должность Халикова). Так или иначе, крах кредитной организации связывают с отставкой экс-премьера. Он и сам признавался, что решение об увольнении было принято еще до наступления 2017-го года, а задержка как раз и произошла из-за ситуации с ТФБ. В вину экс-премьеру многие эксперты ставят лишь одно — спекуляции на статусе «банка с госучастием» не были в корне пресечены и поэтому организация имела серьезный кредит доверия у жителей республики.
Халиков покинул госслужбу в угоду бизнесу, на следующий же день после увольнения заняв пост генерального директора АО «Управляющая компания «Татэнерго»». Буквально на этой неделе стало известно, что АО "УК "Татэнерго" ликвидирована, а все ее активы стоимостью около 4 миллиардов рублей перешли другой компании под тем же названием «Татэнерго». Другая «Татэнерго» тоже подконтрольна правительству РТ и теперь она владеет предприятием «Набережночелнинские тепловые сети» и обеспечивает Закамье (в том числе Челны) отоплением и горячей водой. В начале декабря стало известно, что Халиков возглавил Татарстанское отделение Ассоциации юристов России (основная задача АЮР - оказание бесплатной юридической помощи жителям республики). Но это уже не былой размах.
Возвращать земли в городскую казну Магдеев принялся сразу после назначения на пост главы автограда — по слухам, такую задачу поставило руководство республики. Борьба с крупнейшим коммерческим «ленд-лордом» Мироновым с переменным успехом тянулась три года. Позиции предпринимателя вполне могла ослабить отставка Халикова — значительную часть участков бизнесмен получил именно в период руководства Челнами экс-премьера.
Обыски и задержания, проведенные в доме и зданиях компании Миронова (такая же участь постигла нескольких высокопоставленных экс-сотрудников мэрии), возымели эффект — к концу года исполком отчитался о том, что в бюджет возвращены 28 земельных участков площадью 53 га на сумму более 2 млрд рублей. Все они ранее принадлежали Миронову: 12 га бизнесмен вернул через судебные инстанции, остальные — добровольно. Выиграл Магдеев войну или только одну битву — покажет время. Но раскрутка коррупционных земельных схем сейчас идет уже не только в Челнах, а по всей республике.
Здесь уместно вспомнить и о том, что в правоохранительных органах также началась большая чистка. В Челнах под арестом оказался начальник (теперь уже бывший) ОБОП Даниль Закиров, в Нижнекамске раскрыть преступную группировку в полиции помог покончивший с собой Ильназ Пиркин. Все это позволяет надеяться на то, что следователи уже не будут оглядываться на власть имущих, которые решали продолжаться уголовным делам или нет. В любом случае государство наше становится честнее и принципиальнее. Это хорошо.
В ночь на второе июля в 9 километрах от Заинска пассажирский автобус, следовавший рейсом из Самары в Ижевск, столкнулся с грузовиком. В результате ДТП автобус перевернулся и загорелся. Авария унесла жизнь 14 из 28 пассажиров, еще 12 получили травмы разной степени тяжести. Были среди пострадавших и жители Челнов — по их рассказам, во время столкновения большинство пассажиров спали и очнулись уже на асфальте.
Кто виноват в произошедшей трагедии сейчас выясняют в суде. Обвиняемый — водитель автобуса, который, по версии следствия, мог ехать с существенным превышением скорости. Адвокаты же отмечают, что грузовик двигался с грязными фонарями, из-за чего его было довольно сложно заметить и избежать столкновения. Сейчас в судебном процессе объявлен перерыв — следующее заседание назначено на 19 января.
С началом учебного года в прокуратуру посыпались заявления от родителей школьников республики. Требование одно — чтобы дети изучали татарский язык только по желанию. Ведь объемы изучения этого языка сказываются на качестве подачи прочих предметов. Толчком к волне недовольства стало замечание Президента России Владимира Путина на одном из заседаний: «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского».
Шумиха в СМИ и прокурорские проверки продолжались несколько месяцев. Оказалось, что количество часов русского языка, соответствующее федеральным стандартам, преподают только в 24 школах республики. Что и было исправлено.
К новогодним каникулам накал страстей спал, хотя коренным образом ничего не изменилось — по желанию можно заменить пару часов татарского языка парой часов риторики (этим предметом многие родители также недовольны). В электронных же расписаниях строчку «тат.яз» просто заменил на «родная речь».
Еще одно следствие сложившейся ситуации — отставка экс-министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова. Хотя отставкой в полном смысле слова это сложно назвать — скорее подходит «рокировка» или «перестановка». С 8 декабря он занял не столь масштабный, но гораздо более спокойный пост — и.о. руководителя исполкома Актанышского района. Туда ему и дорога.
Вступать в новый год лучше с позитивными мыслями — поэтому и заканчивать итоги года стоит на хороших моментах. Моменты, которые однозначно сделали жизнь горожан приятнее: реконструкция площади Азатлык (пока только первая очередь, но масштаб планов поражает), ремонт дорог (полностью восстановлен Московский проспект, часть более мелких улиц в жилой и промышленной частях города), строительство новой школы (самая крупная школа в Челнах на данный момент — на 1 225 мест; это уже вторая школа, построенная в автограде за два года).
Не может не радовать и то, что градообразующий КАМАЗ начал наращивать производство. В этом году вместо запланированных 36 тысяч большегрузов с конвейера сошло около 39 тысяч, план на 2018-ый год - 43 тысячи грузовиков. И похоже на то, что это рост не ситуативный (не потому что удалось пробить пару выгодных заказов от Минобороны), а системный. КАМАЗ меняет модельный ряд, улучшает качество машин и спрос на его грузовики растет. Это в будущем (надеемся, ближайшем) сулит и перемены к лучшему в семьях камазовцев, а затем и в семьях всех горожан.
Алексей Федоров
Фото: ГУ МЧС России по РТ, pixabay.com, nabiraem.ru, tatar-inform.ru