Бросить дом, хозяйство и пойти пешими по Руси – такой тысячелетний способ путешествий вновь обретает актуальность, становится, что называется, трендовым.
Недаром всемирно известные пешеходные тропы – тот же «Камино-де-Сантьяго» в Испании, или, по-русски, «Путь Святого Иакова», или «Дорогу франков» в Италии, или «Ликийскую тропу» в Турции ежегодно топчут ноги сотен тысяч туристов и паломников.
Сейчас, когда внутренний туризм набирает популярность, в том числе в связи с ограничительными мерами, вызванными пандемией, пришла пора обратить внимание и на наши традиционные русские паломнические пешеходные маршруты – и привлечь к ним внимание также светских туристов. Первопроходцами в наши дни по древнему «Великому Русскому Северному Пути» стала группа столичных энтузиастов.
Два месяца пешком, почти две тысячи километров от Москвы до Соловецких островов – таков «Великий Русский Северный Путь», который с 10 июня по 19 августа 2021 года проходят по всем правилам участники одноименного проекта. Сделав стоянку в Ярославле, путешественники подробно рассказали о том, зачем и как они это делают.
– Мы сейчас по сути вновь прокладываем маршрут, по которому сотни, тысячи лет назад шли и викинги, и православные пилигримы, – рассказал зампредседателя Московского отделения Императорского Православного Паломнического Общества Сергей Забурниягин. – Исторический паломнический путь русского народа проходил из Москвы к святыням Русского Севера – через земли, которые сейчас мы знаем как Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую области, Республику Карелию. Маршрут заканчивается на островах в Архангельской области. Мы уже посетили Сергиев Посад, Александров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, впереди – Тутаев, Рыбинск, Вологда, Кириллов, Белозерск, Каргополь, Онега, Кемь. То есть вновь прокладываем пеший путь, тропу по местам, неразрывно связанным с историей русского народа, православия и государства, с культурой и бытом страны, от прошлого к настоящему через монастыри и храмы, усадьбы и музеи, деревни и города, вдоль рек и озер, через леса и поля. Идем мы буквально от храма к храму, от монастыря к монастырю, и заканчиваем путь в Соловецкой обители.
Паломническая, православная миссия проекта – одна из главных.
Пилигримы идут с иконой «Кийский крест с предстоящими», где изображены Константин и Елена Равноапостольные. Икона отправилась по «Великому Русскому Северному Пути» из Москвы на Соловки по благословению митрополита Дионисия, настоятеля Новоспасского монастыря. В дороге путешественники участвуют в богослужениях, присоединяются к крестным ходам.
Однако участники проекта не забывают и о просветительских, популяризаторских задачах. Одна из них – сделать «Великий Русский Северный Путь» востребованным туристическим маршрутом. А для этого нужно определить точки размещения мест для привала, составить подробную карту с навигацией – словом, сделать максимально удобным, когда можно буквально положить в рюкзак самое необходимое и идти себе практически налегке.
Прохождение разбито на 60 этапов, 18 из которых пролегают по территории нашей Ярославской области. Естественно, можно пройти и только часть пути, завершив его в любой точке.
– Вот у нас есть теплый спальный мешок, чтобы спать под открытым небом, – пояснил опытный кругосветный путешественник Валерий Шанин, предпочитающий пешие маршруты. – Есть и обувь, в которой можно идти в тех местах, где только трактора проходят, а также палатка, рюкзаки. То есть мы готовы преодолевать любые препятствия. Но это потому, что идем в первый раз, снимая по дороге фильм о нашем путешествии. А вообще задача – сделать так, чтобы любой человек пусть не в тапочках, но в легких кроссовках мог этим путем пройти.
– Мы прокладываем пешеходный туристический маршрут европейского типа, то есть в чистом поле не ночуем, – пояснила руководитель ассоциации «Путь Поморов» Алла Фаттахова. – Поэтому строим путь так, чтобы в конце каждого дня определиться на отдых, ночлег в специально оборудованном месте – в гостевом доме, в монастыре, в хостеле. Цель – в день пройти 20 – 35 километров. Пока это получается. Привалы не запланированы, обеды на костре сами не готовим – едим там, где останавливаемся на ночлег. И да, сейчас нашу группу сопровождает машина со всем необходимым. Есть у нас и свой фирменный знак, логотип пути – по примеру того же «Камино-де-Сантьяго». В нашем случае это схематическое изображение северной рыбки – белой, как цвет черемухи, на фоне ярко-голубого северного неба.
Если все пойдет как задумано, то в дальнейшем путешественникам на всем протяжении «Великого Русского Северного Пути» по предъявлении этого знака будут предоставляться скидки, бонусы в гостиницах, кафе, магазинах, музеях.
Одно из главных впечатлений путешественников – не только скрытая от популярных туристических маршрутов истинная красота русской земли, наших сельских храмов, северной природы, но и местные жители, те самые простые русские люди, населяющие эту землю.
– У нас уже отдельное направление проекта родилось, называется «Ангелы пути», – улыбается Алла Фаттахова. – Это люди, особенно жители маленьких городов, деревень, старинных сел. Они радушно к нам относятся, готовы не только показать правильную дорогу, но и предоставить кров и ужин. В селе Татищев Погост Ростовского района нам повстречался местный житель Валентин, который назвал себя хранителем старинного дуба, местной достопримечательности, и необыкновенно интересно рассказал о своей малой родине!
Проведя день в Ярославле, путешественники отправились дальше – на север, к соловецким святыням и новым впечатлениям. А они для них этим летом обещают быть очень богатыми.
– Возрождение маршрута позволит регионам, в том числе и Ярославской области, развивать туризм, гостиничный бизнес, производство сувенирной продукции, музеи и другие культурные объекты, а также сеть велопеших дорог на муниципальном уровне, – отметил заместитель председателя правительства области Максим Авдеев. – Длинные маршруты в США и Европе показали свою экономическую успешность, собирая миллионы путешественников в год. Ярославская область может стать частью брендового маршрута. Это отличная возможность увидеть свою страну не из окна автомобиля или поезда, а, если можно так сказать, с человеческой скоростью, познакомиться с локальными культурными и гастрономическими брендами. На это и направлен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».