Виртуозная сценография, кино, медиатехнологии, завораживающий вокал – известный польский режиссер Анджей Бубень использовал в своей новой постановке приемы не только драматургии, но и других видов искусства. Получился гибридный спектакль, поражающий философской глубиной затронутых тем, бережным, «вневременным» прочтением русской классики и невероятным эмоциональным накалом.
Три года назад Анджей Бубень поставил в Волковском спектакль «Шесть персонажей в поисках автора» (18+) по пьесе Луиджи Пиранделло, ставший событием в театральной жизни и активно обсуждавшийся в социальных сетях. И вот – новая его работа, на этот раз он драматургически интерпретировал роман Тургенева «Отцы и дети» (18+).
– Он изумительно сочинен и написан. Но на то, чтобы трансформировать прозу в драматургическое действие, я потратил несколько месяцев, – признался автор инсценировки и режиссер-постановщик Анджей Бубень. – Важно было сохранить дух романа, мысль, эмоции, дополнив их нашим автономным мышлением.
Это мышление превратило написанное более полутора веков назад литературное произведение, отражавшее социальные реалии своего времени, в суперактуальное и остросовременное. Герои ведут горячие дискуссии о модернизации и застое, о преобразованиях и традициях. И мы понимаем, что в конечном счете они спорят о том, что важнее для России: оставаться самостоятельной цивилизацией с традиционными для нее ценностями, менталитетом и уходящей корнями в отечественную историю идентичностью – или использовать чужие жизненные лекала и сломать все не соответствующее им, чтобы интегрироваться в общемировую систему. Сначала в сфере морали, а потом, видимо, и до политики дойдет.
У Тургенева размышления о путях развития страны поданы как конфликт поколений: дети стремятся к обновлению, которое понимается ими как разрушение старого мира, отцы же выступают за сохранение основ.
Создатели спектакля попытались посмотреть на этот конфликт по-новому – из нашего времени, которое позволяет оценить результаты перекроившей мир эпохи бурных преобразований прошлого века. А еще они сделали акцент на человеческие чувства.
– «Отцы и дети» – бесспорно, это гениальная литература. И это роман о любви. О том, как мы умеем или не умеем любить, почему мы в этой любви подчас не умеем признаться, нам с этой любовью так сложно, так неудобно иногда. Почему мы чаще не любим, хотя очень хотим быть любимыми. Почему мы к нашей собственной Родине относимся с нелюбовью. Тут очень много затронуто вопросов, ведь любовь имеет много пластов, – сказал Анджей Бубень. – Вторая тема, которая нас очень волновала, – это проблема примирения. Насколько мы готовы примиряться? Почему люди порой готовы человека с иными взглядами в ложке воды утопить?
Отвергая моду на постмодернистское «перелицовывание» классики, выворачивание ее наизнанку, волковцы представили зрителю новое ее прочтение и достигли невероятных высот выразительности, используя современные технологии. Театральную сцену дополнил огромный киноэкран, на котором мы видим самостоятельную историю, которая могла происходить в альтернативной реальности.
– Мы живем в таком мире, в котором очень сложно сегодня сказать, что есть правда, а что есть ложь. Правда – то, что происходит на сцене и что мы видим своими глазами – или, может быть, то, что нам показывает камера? Мы предоставляем зрителю самому сделать выбор. Он может увидеть эту историю глазами наших героев или глазами того, кто переносит их жизнь на голубой экран. И сравнивать обе эти интерпретации. Кроме того, крупный план камеры дает возможность заглянуть глубоко в глаза героям, чего в театре обычно не происходит, – объясняет режиссер.
Он проявил себя мастером сценографии, погрузив персонажей в подобия аквариумов, отгораживающих их от мира. Это их внутреннее «я», здесь они остаются один на один со своими мыслями и переживаниями. Еще один необычный, но очень эффектный прием – использование детских фотографий артистов.
– Я думаю, у каждого из нас дома есть альбомы с фотографиями наших дедушек и бабушек, отцов и матерей. Иногда они пылятся на чердаках, потому что пересматриваем мы обычно то, что оцифровано и сохраняется на флешках, на компьютерах. Но старые снимки несут особые смыслы. И наш спектакль – еще и про память. Про то, что мы живем, пока живы воспоминания о нас, пока о нас помнят наши родные и близкие, – говорит Анджей Бубень.
Про артистов Волковского он говорит с восхищением и искренним уважением:
– Нам вместе замечательно работалось. Тургенев требует очень серьезной эмоциональной отдачи. Погружения, отбрасывания всего лишнего – иногда для этого нужно буквально жизнь переиначить. Это не в каждом театре возможно. И не с каждой труппой. Здесь артисты самого высокого класса, и они к этому готовы, – похвалил режиссер.
Главный месседж спектакля, обращенный к зрителям, – это вопрос, на который нет однозначного ответа: как не застывать на одном месте, но при этом не сжигать все, что было прежде нас…