Чем занимаются школьники на больших переменах?
Кто-то – обедает. Некоторые – бегают, чтобы дать выход энергии, накопившейся во время уроков. И только немногие строят планы, причем такие, которые можно воплотить в действительность. Именно для них в России в нынешнем году впервые проведен конкурс «Большая перемена». Одной из его победительниц стала учащаяся одиннадцатого класса лицея №86 Анастасия Жихарева.
Принципы, по которым строилась вся работа участников конкурса, до сих пор в России не использовались – по крайней мере, в работе со школьниками. Олимпиады позволяли выяснить глубину и широту их знаний; конкурсы проектов – умение самостоятельно работать с предметом исследований. На «Большой перемене» организаторы попытались задействовать их лидерские качества, причем сделать это в формате постоянного усложнения заданий по мере продвижения от предварительного этапа к финалу.
Если в обычных проектных конкурсах – как, например, в том же «Открытии» – тематику определяют сами участники, то здесь на этапе полуфинала и финала это делало жюри. У Анастасии, например, основным направлением стало «Будь здоров», но в полуфинале пришлось заниматься вопросами искусственного интеллекта в... ресторанном бизнесе, а в финале – и вовсе проектированием города и вопросами урбанистики.
Заметим, что задания выполнялись не одним участником, а группой, которая тоже формировалась не сама по себе, а по методикам, предлагаемым жюри. Что в свою очередь являлось еще одним «капканом», заботливо подложенным устроителями на пути к победе.
– Концентрация лидеров в одной команде по мере приближения к финалу становилась наиболее серьезным испытанием для конкурсантов, – считает преподаватель лицея №86, учитель технологии Антон Петров. – Уже на стадии полуфиналов команды формировались из школьников, в наибольшей степени проявивших свои лидерские качества. А в финале вообще остались лучшие из лучших. Представьте себе, насколько тяжело им было построить конструктивную работу, если каждый был убежден, что правильным является только его подход к решению задачи…
Менее всего наставники Анастасии были уверены, что она сможет стать ключевым звеном в команде при таком подходе к работе.
– Когда мы готовились к выступлению на предварительном этапе, я постоянно тормошила Настю, мне казалось, что она не очень активна, – вспоминает еще один наставник победительницы Екатерина Петрова. – На что она всякий раз мне отвечала: я экономлю силы, в финале они мне понадобятся.
Силы действительно понадобились Анастасии на полуфинальной и финальной части конкурса, когда именно ей пришлось взять на себя лидерство в команде, «игроки» которой до полуфинала даже знакомы друг с другом не были.
– В финале самым тяжелым был первый день, – вспоминает Анастасия. – Точнее, вечер накануне, когда мы только увидели друг друга. На второй день мы уже работали как одна команда, как будто знали друг друга уже давно. Здесь сказались уроки Екатерины Олеговны и Антона Игоревича. Мы готовились к конкурсу не столько в смысле накопления знаний, сколько в умении выделить главное и правильно подать полученные результаты, донести свою мысль до окружающих. В командной работе – тем более с ограниченными сроками – это часто оказывается главным.
Наставники считают, что роль Анастасии в команде определили ее «школьные» качества: усидчивость, исполнительность, работоспособность. Те, которые закладываются с детства.
– Наверное, родители правильно относились к моим увлечениям, – дополняет Анастасия. – Они не только не препятствовали моему участию в различных проектах и олимпиадах, а, наоборот, всячески поддерживали меня с первого класса. Так получилось накопить определенный опыт в решении «нелинейных» задач.
Сама девушка считает, что стать победителем ей помогли занятия в лицее и целенаправленная подготовка с педагогами.
Цель конкурса «Большая перемена» – дать возможность каждому подростку проявить себя и найти свои сильные стороны.
В финале «Большой перемены» Анастасия и ее коллеги готовили проект «Города будущего»: со всей его инфраструктурой. От «города настоящего» их творение отличается тем, что здесь можно получить все необходимые услуги – от школы до поликлиники – не выходя из условного квартала. Не новое слово в урбанистике, но жюри довольно высоко оценило этот проект. Тут бы, конечно, поговорить о нем и поподробнее, но, увы: все наработки участников «Большой перемены» – достояние организаторов конкурса.
– Еще на полуфинальной стадии мы могли консультировать наших учеников – хотя бы в их свободное время. В финале доступ к ним нам закрыли полностью, – рассказал Антон Петров. – Имеет смысл, наверное, упомянуть, что в старшей возрастной группе конкуренция выявилась очень серьезная. На предварительных этапах возрастного деления не было – вполне естественно, что у старших школьников результаты оказались повыше. В итоге их вместо шестисот в полуфинал отобралось 793, что в полтора раза усилило конкуренцию.
Ко всему прочему защищать проект пришлось не перед специалистами по городскому управлению, а перед представителями РЖД – именно эта корпорация была главным устроителем конкурса. Тут-то ярославской школьнице и помог тот навык, который педагоги-наставники ставили ей на протяжении всего цикла подготовки: умение просто рассказать о сложном.
– В жюри из трех человек один разбирался в вопросах городского управления, двое представляли транспортную корпорацию, – вспоминает Анастасия. – Но уже в начале нашей презентации мы понимали, что «зацепили» их внимание и вызвали определенный интерес к своему проекту.
После окончания школы Анастасия Жихарева собирается получать высшее образование в сфере экономики. С этим профессиональным багажом она планирует открыть собственное дело. Тут-то, считает лауреат «Большой перемены», у нее и появятся шансы реализовать тот лидерский потенциал и умение собирать команду, который сформировался во время подготовки к конкурсу и, самое главное, в процессе участия в нем.