Ярославль посетили эксперты дорожной инспекции Общероссийского народного фронта. На этот раз под прицел попали транспортные артерии областного центра. Уже не первый год активисты реализуют проект «Карта убитых дорог». В его рамках жители городов страны добавляют на специально созданный сайт дорожные участки, которые, по их мнению, требуют немедленного ремонта.
В столице Золотого кольца общественники выехали на проблемные объекты, которые добавили ярославцы на интерактивную карту проекта, а также проверили состояние гарантийных дорог, очаги аварийности, освещенность пешеходных переходов и качество дорожной разметки.
«Я плачу налоги – где дороги?» – так звучит девиз проекта. За два года его существования на интерактивную карту добавлено порядка 42 тысяч проблемных участков по всей стране. На данный момент около 30% из них либо уже отремонтированы, либо включены в планы ремонта. На некоторых в качестве временной меры сделан ямочный ремонт.
– В Ярославской области на карте жители региона отметили 670 участков, из них уже отремонтировано 122, на 46 произведен ямочный ремонт, – рассказал федеральный эксперт проекта Дмитрий Цопов. – В самом Ярославле отмечено 326 проблемных участков общей протяженностью почти 200 километров. За них проголосовали свыше 4 тысяч человек. В настоящее время около 40% участков отремонтированы. Динамика налицо. Дороги, добавленные в интерактивную карту, действительно приводятся в порядок. Но еще остаются участки с ямами, и то что часть из них в центре города – это несколько удивительно. Мы были в Твери, где в 2017 году на центральных проспектах зияли огромные выбоины. В текущем году эти дороги уже в хорошем состоянии, ямы заделаны, нанесена разметка.
Ярославцев же волнуют не столько центральные улицы, сколько дороги в спальных районах. Активно застраиваемый Заволжский район вывел в лидеры антирейтинга дорогу по улице Красноборской. На втором месте – «отсутствие» дороги на улице Зои Космодемьянской. По этим объектам, уверяют власти, уже есть решение – их ремонт пройдет летом. Всего на лето в Ярославле в плане ремонта стоит 9 участков.
– У нас запланировано проведение ремонтов и строительство новых автодорог. Ситуация улучшится на улицах Республиканской, Угличской, Гагарина, на Тутаевском шоссе и проспекте Дзержинского. Эти участки вошли в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», в рамках которой в этом году на ремонт выделено порядка миллиарда рублей, – пояснил заместитель начальника управления департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля Владимир Бобков.
Идеальная яма
Эксперты совместно с представителями власти и Госавтоинспекции проверили ямы. Самым «урожайным» участком оказалась Юго-Западная окружная дорога (ЮЗОД), которая постоянно под нагрузкой, – ей активно пользуются не только автолюбители, здесь идет основной грузовой поток. Несмотря на то, что ремонт проводился там два года назад, некачественно выполненные работы и высокий трафик превратили дорогу в полосу препятствий. Ситуация осложняется тем, что подрядчик отказывается выполнять свои гарантийные обязательства.
– Если подрядчик выполнил свою работу некачественно, мы оформляем претензию. В рамках муниципального контракта составляем акты. И если дефекты не устраняются в добровольном порядке, то действуем через суд, – озвучил алгоритм работы заместитель директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» Ярославля Роман Карасев.
Ну а пока приходится частично закрывать ямы за счет городского бюджета с выставлением регресса провинившейся компании. Этих мер явно недостаточно. Не спасает даже наноасфальт – уникальная разработка студентов Ярославского политеха. Одну из ям на пути огромного автотрафика в качестве эксперимента засыпали именно им. Само покрытие нагрузку выдерживает, а вот основание под ним – нет.
Кстати, размер выбоин определяется с помощью колобашки – так на языке дорожников называется деревянный брусок размером 60х15х5 см, который соответствует параметрам длины, ширины и глубины «идеальной» ямы, – допустимой по ГОСТу. Ямы, которые не вписываются в заданные параметры, должны быть устранены в 10-дневный срок.
Новая редакция ГОСТа стандарт ужесточила, уменьшив норматив. Теперь на дорогах допустимы колдобины размером не более 40х15х5 см. Однако на ЮЗОД самые крупные выбоины превышали два метра в длину и почти два – в ширину!
Идем на рекорд
Не успели эксперты «Карты убитых дорог» удивиться гигантским размерам ярославских ям на ЮЗОД, как рекорд был побит. И ехать далеко не пришлось. Печально известная дорога на улице Слепнева бережно хранит на участке от улицы Ньютона до улицы Леваневского яму длиной 3,30, шириной 2,10 и 20 см в глубину, коллекционируя запчасти проезжающих по ней машин. Основная часть дороги была отремонтирована в прошлом году, но у заказчика не хватило денег для завершения работ.
По этой дороге можно судить об эффективности ямочного ремонта. Он был здесь недавно, но остался практически незамеченным и для пешеходов, и для автомобилистов. Там, где яма закладывалась так называемой картой, сама заплата держится, но разрушается основание рядом. Специалисты уверены, что ямочный ремонт здесь не спасет. Нужно заменять верхнее покрытие. Власти уверяют: дорогу отремонтируют уже в этом году.
– Участок по улице Слепнева включен в ремонт большой картой в этом году, то есть будет заменено все верхнее покрытие, – пообещал Владимир Бобков. – А в связи с тем, что участок примыкания улицы Слепнева к улице Леваневского (от Ньютона до пересечения с Леваневского) является аварийно опасным, здесь будет установлен светофор, который позволит разгрузить этот участок и снизить аварийность. Работы назначены на лето.
А где разметка?
Безопасность дорожного движения связана не только с качественным покрытием. Значение имеет каждая деталь: наличие разметки, светофора, правильно организованное движение. В Ярославле одним из серьезных очагов аварийности является пересечение Московского проспекта с улицей Калинина.
– Мало сделать качественные дороги, они должны быть безопасными. Мы заметили, что здесь водители не пропускают другие автомобили, из-за чего случаются ДТП. Это одна из основных причин, – резюмирует Дмитрий Цопов. – Подобная ситуация была в Вологде, там ее устранили с помощью организации кругового движения. Конечно, это затратное мероприятие, но в Вологде нашли выход – сделали временный круг с помощью сигнальных пластиковых столбиков, это недорого, но действительно работает. На данный момент этому решению год, и оно оказалось эффективным: снизилась аварийность и разгрузились заторы. Поэтому сейчас в городе будут принимать решение сделать полноценное кольцевое движение.
Отсутствие отметки тоже удивило федеральных экспертов.
– Одна из главных проблем Ярославля – на дорогах практически нигде нет разметки, особенно на пешеходных переходах, – приводит официальные данные эксперт.
Но Владимир Бобков заверил, что по поручению администрации подрядчики уже начали наносить свежую разметку, поэтому ее отсутствие – временная проблема.
При этом эксперты отметили, что новые дороги, отремонтированные в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», хорошие, к ним практически нет претензий, кроме ЮЗОД.
– Если говорить о результатах инспекции дорог Ярославля в целом, то все-таки хотим отметить положительную тенденцию: новый ремонт держится, и дороги становятся качественнее. Самые проблемные участки с интерактивного ресурса «Карта убитых дорог» попадают в планы ремонта. И здесь жителям стоит проявить больше активности – голосовать за улицы, которые требуют вмешательства дорожных строителей. Но и не стоит забывать о разметке и ямах на центральных улицах, ведь именно о них жители сигнализируют в первую очередь, – резюмировал Дмитрий Цопов.