Пронестись по волнам с ветерком теперь можно на экспериментальном полиэтиленовом судне, произведенном в Ярославской области. Инновационная технология обещает сделать ярославцев успешными игроками на внутреннем и внешнем рынках.
Трудно поверить, что этот черный материал (видом своим напоминающий мрамор и такой же твердый на ощупь), из которого сделан корпус инновационного судна, – на самом деле полиэтилен. Но это действительно так, с одним лишь уточнением: полиэтилен низкого давления (ПНД) – это полимер высокой прочности, самый прочный из пластмасс.
– По нему можно хоть кувалдой бить – даже следа не останется. Плывущие по воде бревна-топляки и ударяющие в борт льдины ему не страшны. Это подтвердили специально проведенные испытания, – рассказывает генеральный директор «Компании Дизель» Андрей Шепеляев.
Эта базирующаяся в Тутаеве компания уже 15 лет занимается выпуском дизель-генераторов и дизельных электростанций. В свое время она решила расширить ассортимент продукции и заняться производством судовых двигателей. Но исследовала потребительский спрос и поняла, что имеется куда более перспективная и менее конкурентная ниша – выпускать суда целиком, причем производимые по новой, почти не представленной в России технологии.
Результат мы видим своими глазами: два катера – один длиной около 9 метров с кабиной, другой семиметровый открытого типа – качаются на воде. А потом один из них разгоняется и стремительно летит по волнам в ореоле сверкающих брызг! И это только начало – скоро к первым выпущенным судам добавятся плавсредства других размеров и модификаций.
– Получились очень брутальные, стильные и прочные суда, – делится Андрей Шепеляев. – Они не ржавеют, не требуют затрат на покраску, выдерживают контакт практически с любой химией, включая серную кислоту. Им не страшна швартовка на камни, лед и любой необорудованный берег. А в случае пробоины очень легко ремонтируются. С учетом мирового тренда экологичности продукции – это настоящий прорыв в отечественном судостроении, так как материал полностью перерабатываемый.
Корпус не обрастает ракушками, не нуждается в покраске, что для умеющих считать деньги очень важно: сокращаются затраты на обслуживание.
– Смотри, как плавно идет, гасит волну, – восхищенно замечает наблюдающий за «водным дефиле» мужчина в форменном кителе.
– А скорость при этом под 90 километров в час, – кивает головой его спутник.
Производят катера из ПНД по технологии сварки экструдером. На мировом рынке спрос превышает предложение.
– Осваивать технологию нам помогали голландцы. А ввод в строй в России нового завода по производству ПНД позволит существенно уменьшить себестоимость продукции, – доволен Андрей Шепеляев.
В планах компании – диверсифицировать производство и развивать новое направление, уже этой осенью оборудовав для него площадку в Ярославле. Правительство области инноваторов поддержало.
– Мы присутствовали при спуске на воду экспериментальных моделей кораблей. Использована современная, только набирающая популярность в мире технология изготовления судов из полиэтилена. В России в промышленном масштабе пока ничего подобного нет. И это открывает большие возможности для завоевания внутреннего рынка и экспортных поставок. Важно, что в регионе появилась шестая судостроительная компания. У нее есть своя ниша, свое лицо, своя уникальная продукция. Мы работаем над тем, чтобы ярославский судостроительный кластер развивался, – подчеркнул заместитель председателя правительства области Максим Авдеев.
Корпус новых катеров монолитен, оборудование соответствует ведущим мировым стандартам. Компания готова строить суда от 4 до 12 метров длиной, способные развивать скорость до 50 узлов, с грузоподъемностью до 1500 килограммов и с числом посадочных мест до двенадцати.
– Данная технология не имеет аналогов в российском судостроении, – отметил губернатор Дмитрий Миронов. – Поэтому уверен, что разработка получит широкое применение в нашей стране и будет востребована за рубежом. Со стороны региона готовы оказать поддержку в продвижении продукции на внутреннем и внешнем рынках.