«Вы прекрасно спите по ночам? И вы, и ваши дети, и старики? А вот моя семья – нет, и многие соседи тоже. Ночами, как только опустеет парковка перед торговым центром, на ней начинается адово действо под названием дрифт – с визгом тормозов, бесконечным рычанием моторов, независимо от сезона».
Такое письмо распространила в соцсетях и ярославских СМИ жительница поселка Красный Бор Валерия М.
Кто не знает, дрифт – это управляемый занос, вонь сгоревшей резины и догорающего сцепления, а еще рев двигателя и скрежет тормозов.
В беседе с корреспондентом «Северного края» Валерия сообщила подробности этого модного террора:
– Экстремальщики на своих автомобилях в Бор заглядывают регулярно. Несколько лет гоняли у «Глобуса», по вечерам и ночью – когда на парковке народу поменьше. Им для дрифта ведь нужны большие асфальтированные пространства. Затем у «Глобуса» отстроили «Леруа Мерлен», и дрифтеры откочевали на его территорию – магазин строительный, к ночи там совсем людей нет: не считая нас, жителей. Через дорогу, на Мостецкой, 1, живет моя мама. Совсем немолодая женщина, она пыталась воздействовать на водителей, несколько раз вызывала автоинспекцию, все без толку. С подругой ходила в «Леруа», просили помочь – должны же быть камеры, какая-то охрана. Действий по просьбе так и не заметили. Я же живу чуть дальше, на Радужной, но и нам спокойствия нет: зимой дрифтеры, летом мотоциклисты – далеко их слышно. Помню, когда мама в «Леруа» ходила жаловаться, с парковки так визжали, что до часу ночи заснуть не могла. Тогда я предложила маме собирать подписи, отнести их участковому. Она сказала, что сил нет, и на эту затею ее уже не хватит – все организовать, куда-то бегать.
Что до дочери, то и Валерии одной общественность не поднять – врач она, человек с нагрузкой. Верхи не могут, низы не хотят, ответственные лица ответственно заявляют: все хорошо.
Головная боль местных жителей – дрифтеры – чудесным способом не существуют в отчетах служб безопасности торговых центров, их не фиксируют камеры, не видят патрули.
– От сотрудников охраны сообщений о водителях-экстремалах не поступало уже много месяцев, – рассказывает дежурный директор магазина «Леруа Мерлен Ярославль Бор». – А вот прошлой весной были случаи, когда через систему видеонаблюдения охрана фиксировала случаи экстремального управления автомобильными средствами. Проблему старались решить быстро и мирно. К водителям выходил дежурный директор, начальник охраны либо старший смены – просили разойтись добровольно, многие соглашались. Если кому наших слов было мало, вызывали сотрудников полиции, наряд ДПС. Три случая было, когда водителей так разгоняли.
Не видят дрифтеров и сотрудники службы безопасности «Глобуса». За время своей работы ее представитель лишь один раз сталкивался «с чем-то похожим на дрифт»:
– Вечером 22 ноября одна машина двигалась похожим способом. И попала в «Газель». С этим фактом потом разбирались в правоохранительных органах.
С его слов, в «Глобусе» всегда готовы к сотрудничеству с соответствующими структурами, охотно предоставляют записи камер уголовному розыску и Следственному комитету.
В полиции жителям Красного Бора советуют по ситуации с дрифтерами звонить «02» («102», если с сотового). Начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Ярославской области Марина Кокуева докладывает:
– В зависимости от характера движения транспортных средств действия водителей могут квалифицироваться как опасное вождение, что является нарушением пункта 2.7 Правил дорожного движения. В настоящее время административная ответственность водителей транспортных средств за опасное вождение действующим законодательством не установлена. Административная ответственность за действия, нарушающие тишину и покой граждан в ночное время в местах их жительства, определена в статье 12 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях». Дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями органов местного самоуправления. В случае поступления сообщений граждан о подобных действиях они будут рассматриваться сотрудниками полиции на предмет выявления в действиях конкретных лиц признаков того или иного административного правонарушения, в т. ч. ст. 12 Закона Ярославской области от 03.12.2007 №100-з «Об административных правонарушениях» и ст. 12.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги), в соответствии с чем будет решаться вопрос о привлечении их к ответственности в рамках действующего законодательства.
Кстати, в полиции уже возбудили шесть административных дел на водителей, устроивших показательный зимний дрифт в центре Ярославля.
22 января шесть автолюбителей на «Жигулях» организовали в центре города показательные гонки. Для заездов они выбрали Октябрьскую и Богоявленскую площади с круговым движением. Зимний дрифт засняли ярославцы и выложили в сеть. Во время «показательных выступлений» не обошлось без ДТП: две машины столкнулись.
Кадрами заинтересовались в областной Госавтоинспекции. Личности водителей, участвовавших в заезде, установили.
– Возбуждено шесть административных дел. В отношении еще одного водителя составлены три протокола за неуплату штрафа. Еще один нарушитель вызван извещением в Госавтоинспекцию, – сообщили в пресс-службе областного УМВД. – С выявленными водителями проведены индивидуальные профилактические беседы по недопущению впредь административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Так что дело, оказывается, может сдвинуться с мертвой точки, а то получается странная ситуация. Эти дрифтеры, как НЛО, как Зорро: неуловимые и не подзаконные – ведь именно за опасное вождение (суть того спорта) дрифтеров наказать нельзя. В Древней Руси, двигаясь задом наперед, по поверьям, можно было спастись от беса и сбить с толку мытаря. Может, езда боком обладает похожими «магиче скими» свойствами?
– Дрифт опасен, – утверждает Елена Тарасова, председатель региональной «Федерации автомобильного спорта». – Любая дисциплина автомобильного спорта травмоопасна, но дрифт – вдвойне. В управляемом заносе удержать машину сложно. Чтобы им заниматься, необходимо иметь асфальтовую или бетонную площадку, огороженную специальными блоками. У нас таких мест, к сожалению, нет. Как и для драг-рейсинга. Если раньше их принимал аэропорт Левцово, то и там отказались – потому что это небезопасно, и еще большая нагрузка на дорожное полотно.