Балы, званые ужины и пикники в парке – это не перечисление развлечений высшего общества из романов позапрошлого века, а вполне обычная жизнь ярославны Алины Розовой.
Она – автор десятков платьев, сшитых по моде XIX – начала ХХ веков, и одна из организаторов бала в Ярославле, на котором присутствовала супруга племянника Николая II.
Для того чтобы создавать наряды эпохи кринолинов или ампирные платья, ярославна оставила профессию филолога, бухгалтера и получила дополнительное образование. Сегодня Алина вместе с супругом Сергеем и их дочерьми – частый гость фотосессий в историческом стиле.
– Алина, с чего началось ваше увлечение историческими балами?
– Мое знакомство с балами началось 10 лет назад в воскресной школе. Преподаватель рассказала, что в Ростове готовятся к проведению первого рождественского бала. Его инициатором был священник – отец Игнатий.
Это мероприятие стало своего рода ответом на вопросы ребят. Они спрашивали, что делать, если хочется с друзьями на дискотеку, а потом на службу с причастием попасть. Так и родилась идея бала, где есть место и танцам, и общению, и душевный настрой не сбивается.
Наш педагог так рассказывала о бале и подготовке к нему, что мне захотелось на него попасть. Рассказала мужу, он поддержал меня. На занятия по танцам мы приезжали с годовалой дочерью на руках.
В свободное время я шила нам платья. На бал мы отправились вчетвером: мы с супругом и наша старшая дочь, для которой мы взяли кавалера – сына друзей. Во время бала чувствовала себя королевой. В тот момент такие серьезные наряды были только у организаторов. Было приятно, что мои догадки о том, как должно выглядеть платье для бала, оказались верны.
А вот второй бал решили проводить сами в Ярославле. Танцы учили под руководством московских хореографов. Бал состоялся в Губернаторском доме, где располагается художественный музей. Он прошел на хорошем уровне.
Почетной гостьей праздника стала супруга племянника Николая II Ольга Куликовская-Романова.
После мы провели еще несколько подобных мероприятий. Сформировался целый круг увлеченных людей. Из них мы организовали наше бальное общество и назвали его «Образ времени». Вместе устраивали мероприятия, отмечали праздники и дни рождения. Именно тогда я начала чаще шить исторические платья для себя и дочерей.
Видимо, это увлечение всегда жило во мне. Еще в школе ходила в кружок кройки и шитья. Мы создавали коллекции одежды и с ними участвовали в конкурсах Вячеслава Зайцева. Даже свое выпускное платье в школе, которое я шила сама, было в историческом стиле.
Чем больше я шила исторические платья, тем больше ко мне обращались за консультациями или с просьбой сшить платье другие девушки общества.
Переломным стало рождение четвертого ребенка. Свободного от семейных забот времени и так было немного, а стало еще меньше. Тогда я решила, что хочу работать на любимой работе. А я любила шить.
– У изготовления исторического платья много нюансов. Начиная с тканей и заканчивая кроем. Как удалось разобраться во всем многообразии?
– Поняв, что хочу сделать шитье работой, я пришла к пониманию, что мне нужно специальное образование. Нужно знать много тонкостей. Поэтому я пошла учиться. Техникум сервиса и дизайна окончила с красным дипломом.
Что касается исторического платья, то есть немало научных трудов и исследований, книг, в которых рассматривается крой, анализируются музейные вещи. В них знакомят с технологиями пошива, швами. Чем больше вникаешь в эту тематику, тем больше узнаешь. Процесс бесконечный.
Конечно, стараешься подбирать натуральные материалы, похожие на те, что использовали в прошлые века. Выбор ткани, ее расцветки и фактуры зависит от того, какое платье я шью и для кого. В прошлом наряды делились по назначению: бальные, вечерние, дневные, визитные, домашние, прогулочные. Немаловажную роль играл возраст дамы. От него зависел цвет наряда, количество отделки, а порой и сам фасон.
– Например?
– Давайте возьмем два бальных платья. Одно для девушки, которая только-только выходит в свет, другое для взрослой замужней дамы.
Первое могло быть белым, кремовым, розовым или голубым с минимальным количеством отделки. А украшением служила бы нитка жемчуга или живые цветы.
Совсем другая история с нарядом взрослой женщины. Ее платье могло быть ярким, насыщенного цвета. Если она планировала танцевать, то его шили из легких тканей – шелка, атласа, тафты, а если нет – то использовали тяжелый бархат. А из украшений уже могли быть драгоценные камни, в том числе и бриллианты.
– Сколько метров ткани обычно уходит на платье?
– Это зависит от модели и периода времени.
Возьмем эпоху кринолинов – это 50 – 60-е годы XIX века, тогда на один слой юбки уйдет порядка четырех метров ткани при современной ширине. Учитывая, что для юбок того времени характерны оборки и многослойность, то и 10 метров – не предел.
– Платья для бала часто украшают кружевами или вышивкой, образы дополняют украшениями, перчатками, веерами… Как быть с ними?
– Ассортимент современных материалов позволяет шить платья, приближенные к историческим. Вопрос только в том, сколько человек готов на это потратить.
Когда делаешь реконструкцию платья, конечно, хочется сделать все максимально похожим на оригинал. Поэтому что-то подыскиваешь в антикварных магазинах, на блошиных рынках или заказываешь через интернет в других странах. Вообще чем больше ты погружаешься в этот мир, тем больше хочешь использовать для образов аутентичные вещи.
Булавки, перчатки, пуговицы, сумочки – все это помогает влиться в образ, прочувствовать его.
Такие вещи появляются в коллекции разными путями. Что-то покупается, а что-то даже... выигрывается. У меня так было с бисерной сумочкой. Я получила ее в качестве подарка за победу в фотомарафоне, посвященном эдвардианской эпохе.
– Получается, на поиск и подбор может уйти много времени?
– Всегда по-разному. Одни вещи ждешь месяцами, а другие находятся или в соседнем магазине, или у себя в закромах. Так было с моим платьем к «Черному балу». Когда я подумала об участии в нем, оказалось, что все для шитья уже давно куплено.
– «Черный бал»?
– Это реконструкция реально состоявшегося бала 1889 года. Объявление о подготовке к нему было дано задолго до пандемии. Перед самым его проведением организаторы тщательно следили за тем, как развивается ситуация в Краснодаре – именно там должно было пройти мероприятие. В последний момент решили не отказываться от его проведения.
В истории «Черный бал» состоялся 26 января 1889 года в Санкт-Петербурге. Незадолго до него в Австрии произошла Майерлингская трагедия, и европейским дворам было положено погрузиться в траур. Когда в Россию пришли эти известия, ранее назначенный бал решили не отменять, но внести коррективы. За четыре дня до его проведения приглашенным сообщили: «Все должны быть в траурной одежде». Так бал стал местью австрийскому двору за то, что там в свое время не поддержали траур по одному из погибших российских великих князей.
А вообще балы бывают разные. В одних организаторы указывают дресс-код определенной эпохи. В других могут выдать роль и задание. Например, одному нужно удачно выдать дочь замуж, а другому заключить сделку о продаже золотого прииска.
– Для вас, вашей семьи балы – уже не просто увлечение. Чем они вас покорили?
– Бал – это расширение кругозора. Мы знакомимся с историей, людьми того времени, изучаем этикет, танцы, умение вести диалог.
Каждый едет на такие мероприятия со своей целью. Одни – танцевать, другие – пообщаться с единомышленниками. Я в последнее время езжу на балы для того, чтобы погрузиться в эпоху и пожить в ней. Муж и дети поддерживают мое увлечение. Мы отправляемся на пикники и балы вместе, участвуем в фотосессиях.
Мне бы хотелось привнести в наш современный мир утонченность прошлого. В обычной жизни в одежде я придерживаюсь винтажного стиля и часто слышу комплименты в свой адрес.