Королева Марго Волковского театра: в Ярославле презентовали энциклопедию Маргариты Ваняшовой

07.03.2021 4:42 0

Королева Марго Волковского театра: в Ярославле презентовали энциклопедию Маргариты Ваняшовой

Ярославцы вносят свой вклад в формирование культурного кода страны.

Ярославль подарил России национальный театр, чем мы, жители региона, по праву гордимся. За этой фразой – глубина смыслов: патриотизм ярославцев, их стремление быть первыми в различных сферах жизни, чуткость к новациям в искусстве, использование культурной среды для утверждения новых идей и духовного развития общества. Обо всем этом рассказывает презентованная в стенах Волковского энциклопедия «Первый театр России: очерки истории театра в Ярославле, документы, воспоминания, 1750 – 1900» (0+). Ее автор и составитель – Маргарита Ваняшова.

Маргарита Георгиевна Ваняшова – известный российский историк театра, литературовед, профессор Ярославского государственного театрального института, преданный зритель и критик, чья жизнь навсегда тесно переплетена с историей Волковского театра. Ваняшова знала и любила эту сцену, как никто другой. Она наблюдала за тем, как ставились пьесы, самим своим присутствием в зрительном зале участвовала в процессе рождения спектакля, за кулисами делилась впечатлениями с режиссерами и артистами, а ее мнение, без сомнения, имело вес. Сразу после премьер региональные и театральные издания публиковали ее рецензии на новые постановки. Зрители ценили их за глубину и философский взгляд на мир. В профессиональной среде Маргарита Георгиевна тоже имела большой авторитет.

– Мне посчастливилось работать с Маргаритой Георгиевной в бытность свою редактором газеты «Северный край». Премьерные спектакли тогда заканчивались примерно в 22 часа, а в 8 утра у меня на столе уже лежал написанный ею материал. При этом она отправляла рецензии еще и в издания федерального уровня: газету «Культура», журналы «Страстной бульвар» и «Театральная жизнь». И каждая ее публикация была интересной, и в каждой ощущалась любовь к театру. Причем приоритет Волковского в истории театральной России был для нее незыблемым. Она возмущалась, когда это кем-то ставилось под сомнение, и всегда старалась реагировать, приводя веские доводы, находя все новые факты и свидетельства. Все они собраны в новой книге, которая стала для Маргариты Георгиевны своего рода памятником, – сказал редактор книги Андрей Григорьев.

– Ярославскому театру несказанно повезло: на протяжении многих десятилетий у него был свой историограф, друг, хранитель традиций – Маргарита Георгиевна Ваняшова. Она много писала о Волковском, с большим уважением относилась к трудам других историков театра – Марка Любомудрова, Николая Севера. Но ее очерки истории – это нечто большее, – считает соредактор и издатель новой книги Михаил Нянковский.

Марго – «прекрасная», «дорогая», а то и вовсе «королева», как за глаза ее называли коллеги, друзья, ученики, театралы, – собирала материал о первом русском театре фактически всю свою сознательную жизнь. К сожалению, она не успела завершить свой фундаментальный труд, но это сделали ее соратники. И это ее прощальный – поистине королевский – подарок всем, кто любит театр.

– Последняя книга прекрасной Марго… Она шла к ней долгие годы и работала над ней до последнего дня. А мы лишь доделали то, что обещали, – с грустью заметил Михаил Нянковский.

В книге собраны документальные и мемуарные источники, статьи и исследования по истории первого русского профессионального общедоступного театра – начиная от самых ранних исторических свидетельств о его основателе Федоре Волкове и его труппе, которая в 1750 году порадовала ярославскую публику первыми своими постановками, и заканчивая празднованием в 1900 году 150-летия русского театра.

Настоящий кладезь ценной информации – очерки русского просветителя, журналиста, издателя и общественного деятеля Николая Новикова, извлечения из сочинений одного из первых исследователей «художеств России», ученого секретаря Академии наук Якоба фон Штелина. А также мемуары начинавших свой творческий путь в Ярославле выдающихся актрис Любови Никулиной-Косицкой и Пелагеи Стрепетовой, театральные рецензии публициста и краеведа Леонида Трефолева, заметки внесшего значительный вклад в театральное искусство России и Америки актера, театрального педагога и режиссера Михаила Чехова. А как интересны воспоминания о гастролях в Ярославле корифеев русской сцены Михаила Щепкина, Марии Ермоловой, Веры Комиссаржевской, Константина Станиславского!

Увлекательно повествует Маргарита Георгиевна о том, как в России менялось само представление о театре, и как в это слово стали вкладывать новый смысл. Поначалу, по мнению ярославского обывателя середины XVIII века, это было странное и необычное действо, в котором участвовали молодые люди, опровергавшие патриархальные устои тогдашнего общества.

В купеческом амбаре проходили публичные показы веселых и шокирующих зрелищ, которые были понятны и приняты далеко не всеми в то время. Известен случай, когда возвращавшихся после спектакля актеров поколотили ревнители старых устоев. Но постепенно театр завоевывал популярность и со временем стал любимым развлечением жителей, а затем и достиг высот истинного искусства. Репертуар в исторической ретроспективе тоже менялся и качественно рос: от легкомысленных водевилей до драматургии Шекспира и Чехова. Впрочем, легкий жанр публика любить не перестала.

О предпочтениях массового зрителя ясно говорит репертуар сезона 1840 – 1841 годов: за год на подмостках сыграли 144 водевиля, 57 драм, 22 комедии, 17 опер, 13 трагедий. Всего за сезон ярославский театр поставил 253 (!) пьесы.

Великий актер Иван Москвин, начинавший свою карьеру в Ярославле в антрепризе 3инаиды Малиновской, всего за один театральный сезон сыграл 77 ролей. Для сравнения: за следующие почти полвека на сцене он воплотил всего 40 ярких театральных образов.

Премьеры следовали одна за другой. А иначе и быть не могло в ту эпоху, когда театр занимал нишу, которую сегодня наши земляки отводят телевизору и интернету. Можно представить, как в такой текучке ставились и игрались спектакли. Подходы примерно такие же, как на съемках современного сериала.

Вот что писал критик Леонид Трефолев о бенефисе актера Тарновского в январе 1869 года: «Сам бенефициар по обыкновению играл плохо. Он представлял человека светского, а походил скорее на приказчика. И к чему это закатывание глаз!». Ценителя театрального искусства возмущало, что один из персонажей постановки скрипит, как несмазанное колесо, другой мычит, третий поддакивает, а четвертый возводит очи к небу, как будто умоляя даровать ему талант.

Да, были на провинциальных подмостках явно проходные вещи. Но творческие удачи случались гораздо чаще, заставляя зрителей с трепетом и восторгом следить за происходящим на сцене. А то, что многие великие деятели театра стартовали к успеху именно в Ярославле, – разве не повод для гордости?!

И очень важно для нас, что именно на Ярославской земле впервые пришло понимание театра как инструмента формирования национального самосознания народа и культурного кода страны. Не зря же императрица Елизавета, дочь Петра Великого, вызвала труппу в столицу, тем самым дав начало национальному российскому театру.

Спасибо «королеве Марго» Волковского театра за возможность пройти вместе с первым русским этот путь длиной в полтора века.

– Мы с вами счастливые люди – у нас колоссальное культурное наследие, у нас удивительные земляки. Маргарита Георгиевна – потрясающий человек, и лучшая память о ней – издание этой книги, – сказала директор департамента культуры области Марина Васильева.

Фото Евгения Иванова

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Стал известен календарь матчей «Локомотива» на сезон КХЛ 2018/19 Что нужно знать о печати буклетов «Ярголосовач» поддержали ярославские молодежные лидеры Ростовскому кремлю подарили шесть новых слоганов В Ярославской области отправили за решетку серийного угонщика

Последние новости