На рыбинских улицах – Стоялой, Крестовой, бульваре Ушакова – выкладывают брусчаткой мостовую. Жителей города приглашают засучить рукава и внести свою лепту в благое дело.
Рыбинск «состарят»
Улицы Рыбинска вновь, как сотни лет тому назад, одеваются в камень. Смотришь, как изменяется облик улицы Стоялой – и вспоминается «Песенка извозчика» из репертуара незабвенного Леонида Утесова: «Эх, катались мы с тобою, мчались вдаль стрелой, искры сыпались с булыжной мостовой…». На бульваре Ушакова работают Анатолий Чуль, Алексей Алексашин и их соратники, среди которых – энтузиасты, заинтересованные в восстановлении исторического облика города. Поучаствовать в выкладывании гранитной брусчаткой территории у памятника адмиралу Ушакову пригласили всех желающих.
Краеведы давно мечтали сделать участок бульвара аутентичным. Их идею городские власти охотно поддержали. И вот оно – воплощение мечты. Особенно примечательно, что материал используется не просто природный, а исторический: это часть старинной рыбинской мостовой, обнаруженной во время ремонта дороги под слоем асфальта.
Поверхность камней – стертая. Трудно даже подсчитать, сколько сотен тысяч людей бодро прошагали, пробежали вприпрыжку, прошлепали, прошаркали по ним за минувшие столетия, сколько процокало конских копыт. Быть может, какие?то из этих булыжников «помнят» времена Екатерины II, присвоившей Рыбной слободе статус города. Помогать сортировать материал и выполнять другие несложные работы пригласили добровольцев.
«Рабочие руки нам нужны. Форма одежды – треники, наколенники, перчатки», – написали в соцсетях организаторы проекта.
Рыбинцы уже потянулись на Стоялую.
– Приходили мои коллеги-художники, общественники, журналисты, – рассказывает Анатолий Чуль. – Сейчас работы только разворачиваются. Привлечь квалифицированного специалиста по укладке мостовой сегодня вряд ли возможно – все-таки эта профессия вместе с технологией только возвращается из прошлого. Но мы любой помощи рады. Главное – желание трудиться на благо родного города. А если к этому добавится еще и свой инструмент – скажем, деревянный молоток – поблагодарим от всего сердца.
Наша коллега Надежда Лазарева – одна из первопроходцев. Она уверена: хоть знаний и опыта маловато, но не боги горшки обжигают.
– В брусчатке будет и проезжая часть, и пешеходная зона. Первую взяли на себя подрядчики, вторую частично доверили энтузиастам-краеведам. Мы из огромных куч, в которых свалены вместе и благородный гранит, и булыжники, и остатки асфальта, выбирали камень нужного размера, который потом будем выкладывать на уже подготовленную подушку из песка и гравия, – делится планами Надежда.
И это только часть грандиозного проекта по возвращению старому Рыбинску его исторического облика. Город, можно сказать, искусственно состарят: в написании вывесок, как в 19 веке, будет использоваться буква «ъ». Реставрируются старинные здания. К примеру, буквально на днях были завершены реставрационные работы на доме Шемякиной и Красном гостином дворе. Директор областного департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев осмотрел объекты и остался доволен:
– Реставрационные работы выполнены на высоком профессиональном уровне. Я рад и за собственников, и за рестораторов, и за подрядчиков, и за жителей города. Памятник живет только тогда, когда он используется. Виден ответственный подход собственников, которые вкладывают свои силы и средства в восстановление общего наследия.
На шпильках по мостовой
Восстановление мостовой, как и реставрация архитектурных памятников, работает на восприятие Рыбинска его жителями и туристами не только как промышленного, но и как исторического города. Брусчатка, старинные фонари сначала появились у здания Хлебной биржи, в котором сейчас находится Рыбинский музей-заповедник. А теперь на очереди и улица Стоялая, бульвар Ушакова на подходе. Завершить работы планируется в начале ноября. На период мощения брусчаткой проезжей части улицы Крестовой пришлось перекрыть для движения транспорта главную транспортную артерию центра города.
– Это создало некоторые трудности в работе транспорта и неудобства для пассажиров, – признает директор АО «Рыбинскэлектротранс» Владимир Матросов. – Мы пустили троллейбусы «кружным» маршрутом, и сборы сразу сократились. К сожалению, нас в последнее время то и дело ставят перед фактом перекрытия дорог, похоже, мало заботясь о том, как это повлияет на график движения и на мобильность горожан. Если же говорить о брусчатке как дорожном покрытии, то троллейбус по ней, безусловно, проедет. Но выдержит ли она такую нагрузку, не просядет ли в обозримой перспективе – сложный вопрос. Вес пустого троллейбуса 11 тонн, а если салон заполнен – еще больше. И он не идет ни в какое сравнение с весом конного экипажа, которые мчались в прошлом по мостовой. А ведь здесь за день пройдет не один «рогатый» – троллейбусных и автобусных маршрутов по центру города пролегает множество плюс личный и грузовой транспорт.
Дорожники – пока в сомнениях. Мнения пешеходов о новом покрытии тоже разделились. Некоторые жительницы города уже убедились, что в шпильках ходить по камням не очень удобно и не вполне безопасно. Возможно, прекрасному полу придется выбирать: модная обувь или мостовая. Красота – в том числе и города – требует жертв?