С чего начинается Родина? С тех удивительных мест, которые лежат у ее границ, – ими нам никогда не надоест любоваться, их мы никому не отдадим. Именно таков месседж автора экспозиции, развернутой в стенах КЗЦ «Миллениум».
Выставка «Дальневосточный меридиан» (0+) – это порядка 50 картин ярославского художника Вячеслава Зарослова, написанных под впечатлением от его поездок по стране. Коренной ярославец, 17 лет проживший на Дальнем Востоке, он побывал в отдаленных уголках России, находящихся вне привычных туристических маршрутов (в том числе на Курилах и в Арктике), и запечатлел их на своих полотнах. Жителям центральных мегаполисов все здесь в диковинку. Охватывает гордость за Отчизну, где столько удивительных по красоте мест, и гордость за соотечественников, чьими усилиями преображается суровый и дикий край.
Вячеслав Зарослов родился и вырос в Ярославле, отсюда его призвали в армию и отправили служить на Дальний Восток. И так ему пришлись по сердцу тамошние места, что, демобилизовавшись, он остался в Приморском крае и со временем окончил в его столице – Владивостоке – художественное училище. А затем и художественный факультет Дальневосточного института искусств.
– После второго курса ректор предложил нам отправиться в творческую поездку на Курилы. Мы, конечно, не могли упустить такой шанс, и в июне каботажное судно, доставлявшее пассажиров и грузы на острова Курильской гряды, а также на Сахалин и Камчатку, взяло нас на борт. Неделя плавания и два месяца творческой работы на острове Шикотан подарили столько впечатлений, что и сейчас эти воспоминания греют мне душу, – признается Вячеслав Михайлович.
На Шикотане два крупных поселка – Малокурильское и Крабозаводское.
– Все побережье занимал гигантский рыбокомбинат, только в Малокурильском, где мы жили, располагались семь рыбозаводов. И вскоре после нашего прибытия началась сайровая путина, на которую прибыли суда всего Дальневосточного бассейна. Флотилия из 500 сейнеров – на такое стоило посмотреть! – восторгается Вячеслав Зарослов. – Сейнера приходили под вечер с полными трюмами рыбы, которую сразу отправляли в переработку. Выпускавшиеся островным комбинатом консервы «Сайра» любила вся страна. Мы писали портреты моряков и заводчан, пейзажи, зарисовки жанровых сцен. Тогда это считалось важнейшей творческой задачей – изобразить наших современников, людей труда, в привычной для них обстановке.
В поселках было много молодежи, а летом туда приезжали студенческие отряды из Барнаула, Хабаровска и других городов. В среде энергичных, талантливых, интеллигентных людей будущим художникам работалось легко.
А на следующий год учебно-творческую практику им предложили пройти на Сахалине. Но Вячеслав Зарослов попросил направить его в родной Ярославль и получил «пятерку» за серию живописных полотен, написанных в цехах Урочского вагоноремонтного завода. А самой длительной и плодотворной его студенческой работой «в полях» стала командировка в Арктику. Вернее, почти шестимесячная экспедиция в высокие широты на мощном полярном ледоколе «Адмирал Макаров».
– А у меня была давняя мечта: побывать в самом северном городе России – Певеке. Зашел в пароходство и узнал, что это можно сделать только в составе экипажа ледокола. Вакансии художника не было, зато требовались судовые токари высокого разряда. А у меня был такой профессиональный опыт: в Ярославле после семилетки я окончил ремесленное училище. В общем, отбор я прошел и подписал контракт на весь период навигации, – вспоминает Вячеслав Михайлович.
«Адмирал Макаров» был настоящим гигантом среди кораблей – в длину почти 135 метров, в ширину более 26. На судне имелся кинозал на 100 человек, баня, плавательный бассейн, спортивный зал, медицинский блок с приемной врача и операционным залом. А в производственном отсеке стояли станки: фрезерный, строгальный, два токарных. Забот у судового токаря было много, но для творчества время всегда находилось.
В окрестностях Певека добывали олово, золото, ртуть, уран, уголь. Портреты моряков, геологов, энергетиков, разработчиков недр, осваивавших природные кладовые Чукотки, чьими трудами Родина богатела, живописцу особенно удались. Его «фишкой» стали также пейзажи сурового северного края. С тех пор прошло много лет, но до сих пор из своей памяти художник черпает сюжеты для своих произведений.
– Певек сегодня – морской арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути, самый северный морской порт России. В свете реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» ему придается особое значение. Не случайно в мае прошлого года именно здесь была введена в промышленную эксплуатацию российская плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Как бы мне хотелось снова увидеть те места, которые так поразили меня в студенческие годы! – признается художник.
С его полотен на зрителя смотрят люди-романтики, белоснежные чайки в холодном голубом небе, сильные рыбаки, которые каждый день борются со стихией. Путешествовал он и по другим регионам страны. Но Крайний Север и восток России подарили ему самые яркие эмоции. Это как первая любовь, которая не забывается.
Вячеслав Михайлович преподавал в школах искусств Владивостока, Ярославля, а также в гимназии №3 столицы Золотого кольца. Он участник городских, областных, республиканских, всероссийских, международных выставок, его работы находятся в частных и музейных собраниях. Вячеслав Зарослов – лауреат конкурса «Учитель года», заслуженный учитель Российской Федерации, дипломант конкурса «Учительские таланты земли Ярославской».
А его курильскую серию можно рассматривать как живописный ответ японскому премьеру, не раз выступавшему с территориальными притязаниями к РФ. Нет в нем такой прямолинейности, как в картине Ильи Репина «Запорожцы», где казаки пишут письмо турецкому султану. Но смысл – примерно тот же.