В мемориальном доме-музее Л.В. Собинова в конце минувшей недели прошел вечер, посвященный знаменитому певцу. Его изюминкой стали концерт классической музыки и романсов, кинопоказ и новая выставка, посвященная возлюбленной и музе нашего великого земляка, звезде балета и немого кино, первой красавице своего времени Вере Каралли.
Суперзвезда из Ярославля
Возможно, первая искра большого чувства к прекрасной деве с томными глазами вспыхнула в сердце Леонида Собинова еще в Ярославле. По крайней мере они, люди одного круга, чье детство и юность связаны с Ярославлем, хотя бы мельком виделись почти наверняка. Леонид Собинов отсюда родом, здесь его отчий дом, здесь он учился в гимназии. Уехав после ее окончания в Москву и поступив в Московский университет, а затем в музыкально-драматическое училище, он, конечно же, не разорвал связи со своей семьей, время от времени приезжал навестить родных.
А Вера, наоборот, перебралась с родителями из столицы в Ярославль, где ее отец Алексей Михайлович Каралли-Торцев, состоятельный сын греческого консула, режиссер и актер, держал антрепризу – то есть, говоря современным языком, нанимал артистов и ставил спектакли, – рассказывает Алла Аносовская, директор мемориального дома-музея Л.В. Собинова.
Семь сезонов он определял репертуар ярославского театра и в коммерческом плане весьма преуспел. Его жена – драматическая актриса – выступала на сцене Волковского. А их очаровательная дочь Вера росла за кулисами и страстно мечтала о сцене. В 12 лет родители отдали ее в Московское балетное училище, и вскоре ее мечта сбылась: в 1906 году юную обворожительную балерину пригласили в Большой театр, где она затем стала примой, звездой и танцевала многие заглавные партии.
«Лебединое озеро», «Дочь Фараона», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Раймонда»… Ей рукоплескали. Ее боготворили и сравнивали с Анной Павловой, причем зачастую сравнение было не в пользу последней. Одна из газет писала: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения – непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой».
Из возлюбленной в заговорщицы
Леонида Собинова, которого называли золотым тенором России, Вера Каралли полюбила с первого взгляда, несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте. Он тоже не остался к ней равнодушен. Не испугавшись осуждения, две звезды поселились вместе.
– Вера Каралли стала не только возлюбленной, гражданской женой, но и музой великого певца. Она сопровождала его в заграничном турне, в ходе которого он блистал на лучших сценических площадках Европы. А она сама с большим успехом выступала в Париже в Дягилевских сезонах, – поясняет Алла Васильевна.
Но что-то пошло не так. Два неординарных человека не ужились вместе. Собинов продолжил сценическую карьеру. Вера, чтобы сменить обстановку, окунулась в мир кино, причем ее слава и известность благодаря этому многократно увеличились. Она стала одной из первых отечественных кинозвезд, затмив на время даже Веру Холодную. Как популярная актриса и обольстительная женщина, она обратила на себя внимание двоюродного брата русского царя – великого князя Дмитрия Павловича. Они стали любовниками, а потом и заговорщиками: по легенде, великий князь, решивший устранить разрушавшего авторитет власти и государства, но при этом пользовавшегося расположением императрицы Григория Распутина, попросил свою пассию написать тому письмо-приглашение на тайное свидание. Именно так и удалось заманить подозрительного старца в ловушку.
После убийства Распутина Дмитрий Павлович и Вера Каралли впали в немилость. Но это уже мало что значило: через год случилась революция, Вера Алексеевна вместе со многими дворянами и представителями богемы бежала за границу. Там, надо сказать, не бедствовала, много выступала, учила сценическому искусству, а окончила жизнь в 83 года в австрийском Баден-Бадене. Буквально за несколько недель до смерти она выправила советский паспорт для поездки на Родину, но не успела им воспользоваться.
Музей для музы
Фотографии, афиши спектаклей, семейные реликвии – выставка, посвященная музе Леонида Собинова, – небольшая. И в очередной раз встает вопрос о театральном музее в Ярославле, которого городу, где зародился русский театр, явно не хватает. Такой музей есть в Большом и Малом театрах, в питерской Александринке, даже в куда менее славной своими театральными традициями Костроме музей театрального костюма имеется. Неужели Ярославлю нечем им ответить? Между прочим, основа коллекции уже собрана – на демонстрирующейся сейчас в музее-заповеднике выставке ее можно увидеть.