Любовь, похожая на сон. Золотой тенор России удивил посетителей своего музея

16.06.2019 14:14 0

Любовь, похожая на сон. Золотой тенор России удивил посетителей своего музея

В мемориальном доме-музее Л.В. Собинова в конце минувшей недели прошел вечер, посвященный знаменитому певцу. Его изюминкой стали концерт классической музыки и романсов, кинопоказ и новая выставка, посвященная возлюбленной и музе нашего великого земляка, звезде балета и немого кино, первой красавице своего времени Вере Каралли.

Суперзвезда из Ярославля

Возможно, первая искра большого чувства к прекрасной деве с томными глазами вспыхнула в сердце Леонида Собинова еще в Ярославле. По крайней мере они, люди одного круга, чье детство и юность связаны с Ярославлем, хотя бы мельком виделись почти наверняка. Леонид Собинов отсюда родом, здесь его отчий дом, здесь он учился в гимназии. Уехав после ее окончания в Москву и поступив в Московский университет, а затем в музыкально-драматическое училище, он, конечно же, не разорвал связи со своей семьей, время от времени приезжал навестить родных.

А Вера, наоборот, перебралась с родителями из столицы в Ярославль, где ее отец Алексей Михайлович Каралли-Торцев, состоятельный сын греческого консула, режиссер и актер, держал антрепризу – то есть, говоря современным языком, нанимал артистов и ставил спектакли, – рассказывает Алла Аносовская, директор мемориального дома-музея Л.В. Собинова.

Семь сезонов он определял репертуар ярославского театра и в коммерческом плане весьма преуспел. Его жена – драматическая актриса – выступала на сцене Волковского. А их очаровательная дочь Вера росла за кулисами и страстно мечтала о сцене. В 12 лет родители отдали ее в Московское балетное училище, и вскоре ее мечта сбылась: в 1906 году юную обворожительную балерину пригласили в Большой театр, где она затем стала примой, звездой и танцевала многие заглавные партии.

«Лебединое озеро», «Дочь Фараона», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Раймонда»… Ей рукоплескали. Ее боготворили и сравнивали с Анной Павловой, причем зачастую сравнение было не в пользу последней. Одна из газет писала: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения – непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой».

Из возлюбленной в заговорщицы

Леонида Собинова, которого называли золотым тенором России, Вера Каралли полюбила с первого взгляда, несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте. Он тоже не остался к ней равнодушен. Не испугавшись осуждения, две звезды поселились вместе.

– Вера Каралли стала не только возлюбленной, гражданской женой, но и музой великого певца. Она сопровождала его в заграничном турне, в ходе которого он блистал на лучших сценических площадках Европы. А она сама с большим успехом выступала в Париже в Дягилевских сезонах, – поясняет Алла Васильевна.

Но что-то пошло не так. Два неординарных человека не ужились вместе. Собинов продолжил сценическую карьеру. Вера, чтобы сменить обстановку, окунулась в мир кино, причем ее слава и известность благодаря этому многократно увеличились. Она стала одной из первых отечественных кинозвезд, затмив на время даже Веру Холодную. Как популярная актриса и обольстительная женщина, она обратила на себя внимание двоюродного брата русского царя – великого князя Дмитрия Павловича. Они стали любовниками, а потом и заговорщиками: по легенде, великий князь, решивший устранить разрушавшего авторитет власти и государства, но при этом пользовавшегося расположением императрицы Григория Распутина, попросил свою пассию написать тому письмо-приглашение на тайное свидание. Именно так и удалось заманить подозрительного старца в ловушку.

После убийства Распутина Дмитрий Павлович и Вера Каралли впали в немилость. Но это уже мало что значило: через год случилась революция, Вера Алексеевна вместе со многими дворянами и представителями богемы бежала за границу. Там, надо сказать, не бедствовала, много выступала, учила сценическому искусству, а окончила жизнь в 83 года в австрийском Баден-Бадене. Буквально за несколько недель до смерти она выправила советский паспорт для поездки на Родину, но не успела им воспользоваться.

Музей для музы

Фотографии, афиши спектаклей, семейные реликвии – выставка, посвященная музе Леонида Собинова, – небольшая. И в очередной раз встает вопрос о театральном музее в Ярославле, которого городу, где зародился русский театр, явно не хватает. Такой музей есть в Большом и Малом театрах, в питерской Александринке, даже в куда менее славной своими театральными традициями Костроме музей театрального костюма имеется. Неужели Ярославлю нечем им ответить? Между прочим, основа коллекции уже собрана – на демонстрирующейся сейчас в музее-заповеднике выставке ее можно увидеть.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Площадь Ярославля будет увеличена на 130 гектаров Дмитрий Миронов поздравил ветерана Великой Отечественной войны со столетием Средняя зарплата жителей Челнов перевалили за 38,5 тысяч рублей Сила любви. В храм при перинатальном центре передали образ Спасителя В Татарстане за 5 месяцев снижение безработицы составило 44,5 тысяч человек

Последние новости