Чудо-юдо рыба-кит, котопес, ежкин кот и другие фольклорные диковинки воплощены в глиняных свистульках Валерия Куртмулаева. А еще ему под силу сделать из мухи слона!
Валерий Николаевич – народный мастер России, народный мастер и член Академии художеств Узбекистана, член ассоциации итальянских свистулечников, известен на весь мир как создатель свистулек-перевертышей, в которых заключены русские пословицы и поговорки, фразеологизмы, сказочные и мифические персонажи. Его работы ироничные и философские. В них заключен двойной, тройной, а порой и гораздо больше смыслов. Все зависит от того, под каким углом посмотреть. Сделать из мухи слона? Запросто! Просто переверните фигурку – и вы станете свидетелем удивительного перевоплощения. Необычные свистульки полюбились не только россиянам, но и жителям зарубежных стран. Работы мастера находятся в личных коллекциях и частных музеях в США, Франции, Италии, Германии, Японии, ЮАР, Китая, Польши.
Я и лошадь, я и бык
Валерий Куртмулаев вырос в Узбекистане в семье преподавателей. Детство было обычным, такого количества развлечений, как сейчас, в то время не существовало, вот и приходилось выкручиваться. Маленький Валера сам делал себе игрушки: солдатики, самолетики, кораблики. В ход шли все подручные материалы – от глины до дерева. Кстати, именно резьба по дереву больше всего занимала будущего ремесленника.
– Особенно мне нравилось вырезать иконы, – вспоминает мастер. – В городе Навои, где мы жили, я занимался в художественной студии у известного скульптора Бориса Свинина.
Изготовлением необычных свистулек Валерий Николаевич увлекся позже. И вот уже более 40 лет радует своим творчеством, а вдохновением для него служит богатый и удивительный русский язык.
– Как говорил Максим Горький, всему хорошему во мне я обязан книгам. Я всегда много читал, любил произведения Александра Пушкина, а его лексика очень разнообразна и богата, – отмечает Валерий Куртмулаев. – «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка», – писал Пушкин в «Сказке о царе Салтане». Я задумался, как бы это могло выглядеть, и решил попробовать сделать такую скульптуру. И начал воплощать странных персонажей, речевые обороты, например: «чудо?юдо рыба?кит», «ни бе ни ме ни кукареку», «гусь свинье не товарищ», «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», «рак-отшельник», «сделать хотел утюг – слон получился вдруг» и другие.
Так появились уникальные свистульки-перевертыши, которые так и хочется вертеть, крутить, рассматривать. Его неиссякаемая фантазия и юмор прослеживаются даже в, казалось бы, серьезных мотивах. Например, в преддверии Года обезьяны мастер обыграл популярный образ трех обезьян – «не слышу зла, не вижу зла, не говорю о нем», с закрытыми ушами, глазами и ртом. А позже продолжил эту тему и слепил юмористический ответ данной свистульке – обезьянок с открытыми ушами, глазами и ртом, что означает «все слышу, все вижу, все всем говорю».
Однако Валерий Николаевич делает не просто любопытные вещицы, его свистульки это окарины – полноценный духовой музыкальный инструмент, род свистковой флейты без выдувного отверстия. На них можно исполнить любую мелодию – от симфоний Баха до современных композиций.
Вместе с семьей Валерий Николаевич был вынужден покинуть Узбекистан в неспокойном 1999 году. Мастер признается, что после переезда в Углич пришлось начинать жизнь с чистого листа, но он ни о чем не жалеет. В городе на Волге он 18 лет отдал местной художественной школе, а выйдя на пенсию, полностью посвятил себя любимому ремеслу. Своего рода бестиарий мастера насчитывает свыше миллиона работ! Столько уникальных вещиц он претворил в жизнь. В зависимости от сложности изделия Валерий Николаевич может трудиться над своим произведением от пары часов до нескольких дней. Однако он не только создает свистульки, но и собирает. В его личной коллекции находится около тысячи работ других мастеров.
Окно в Европу
С 1974 года Валерий Куртмулаев является постоянным участником различных выставок, в том числе зарубежных.
– В Угличе я познакомился с прекрасным художником Петром Чахотиным. Благодаря ему я начал ездить за границу на выставки – в Италию, Францию. Там очень любят свистульки, особенно в Италии – ведь это их родина, – говорит Валерий Николаевич.
В Италии высоко ценят мастерство угличского ремесленника и даже присвоили ему звание «Маэстро кукарро», что в переводе означает «мастер свистулек». А президент ассоциации кукарро Армандо Скутто – большой поклонник таланта Валерия Николаевича и его друг.
– Армандо по-хорошему помешан на свистульках, у него огромный музей. Он меня приглашал в Италию, много лет я там работал, проводил мастер-классы, посещал выставки со своими свистульками, объездил всю страну. Мне там очень понравилось, люди и традиции близки мне по духу, – рассказывает маэстро.
В Италии Валерий Николаевич неоднократно занимал призовые места на различных конкурсах и даже проводил персональную выставку. Там же он создал свою любимую на сегодняшний день композицию – глиняную скульптуру «Три стихии», где землю олицетворяет лошадь, воду – рыба, а воздух – птица. Сейчас двухметровое творение маэстро стоит на границе Италии и Франции. Еще одна впечатляющая работа Валерия Куртмулаева – «Дом птиц» – находится в администрации финского города-побратима Углича – Кеуруу. Скульптура также выполнена из глины и представляет собой 4-этажный дом высотой с человеческий рост.
А необычные фигуры-рыбы украшают Ярославский музей-заповедник. Работа была подарена маэстро в этом году после победы в номинации «Волга-матушка река» на конкурсе «Живая глина», который ежегодно проходит в стенах музея.
– Также этим летом я принял участие в межрегиональном фестивале народных художественных промыслов и ремесел «Ярославский базар», где создал медведя с охотником. Скульптура понравилась жюри, и мне присудили первое место в номинации «Сказочные герои». Думаю, мне помогло победить то, что медведь является символом Ярославля, – скромничает Валерий Николаевич.
Секрет успеха
Валерий Куртмулаев превратил юношеское увлечение в дело жизни. Он уверен, что успех зависит от нас самих. Если делать свою работу с душой, с любовью, то рано или поздно все обязательно получится.
– В последние годы в нашей стране, в регионе наметилась тенденция к возрождению прикладного искусства. Власти стараются поддерживать ремесленников, поощрять. Проводятся различные выставки, присваивают звания, дают награды. Это замечательно, ведь мы возвращаемся к корням, отдаем дань нашей истории, культуре, – поясняет мастер. – Но для вовлечения молодежи, мне кажется, нужно больше показывать результаты творческих работ, пропагандировать народные промыслы, чтобы молодые ребята это видели и заинтересовались, чтобы у них появилось желание попробовать сотворить что-то самостоятельно. Однако стать признанным мастером своего дела поможет только большое желание, стремление к развитию и самосовершенствованию. Не обойтись, конечно, и без усидчивости, любопытства, старательства, любви к истории и родному языку, невежеству тут не место.