Ярославский художник и ученый представил творческий отчет.
Пусть не обижаются другие живописцы: редко кто способен так тонко ощущать и отражать на холсте присутствующее в окружающем нас мире стихийное созидательное начало, как кандидат наук, доцент кафедры математического анализа Демидовского университета, признанный мастер кисти Владимир Литвинов. Свой очередной день рождения он отметил выставкой в штаб-квартире ярославского Союза художников (0+).
Любителей жанра «фэнтези», к которым я причисляю и себя, не нужно объяснять, что в природе разлита чудесная сила, которая преображает и наполняет энергией все вокруг. Редко кому из нас дано чувствовать ее потоки – светлые и темные, созидающие и разрушающие, а уж о способных управлять ими говорится только в сказках и мифах, в которые верят лишь дети. Но разве не живет в душе многих из нас – взрослых – ребенок, который жаждет чудес? Эти чудеса, эту магию стихий дарит нам в своих произведениях ярославский художник Владимир Литвинов.
– Солнце, небо, вода – они находятся в непрерывном взаимодействии. Прорвавшись сквозь тучи, солнце играет бликами, отражаясь в воде, а ближе к вечеру образует слепящие дорожки. Даже будучи скрытым тучами, именно оно определяет эмоциональный настрой всей картины. Возможны различные подходы к передаче своего восприятия этих стихий. Можно, как импрессионисты, отказаться от смешения красок на палитре и работать с чистыми цветами, пытаясь создать у зрителя праздничное настроение, или использовать другие подходы. Главное – слушать свой внутренний голос и следовать ему, даже если рассудок и профессиональные навыки настраивают на иное. Они не должны создавать преграды для творчества, – считает Владимир Викторович.
Видишь на его картине снег, иней – и словно холод покалывает пальцы. А изображение разморенного жарой цветущего поля пробуждает мысли о неге, тепле, бегающих по стене и потолку солнечных зайчиках. Любая его работа – как врата в волшебный мир, где можно напитаться энергией жизни либо погрустить, помечтать, поностальгировать в одиночестве.
Удивительна судьба этого художника.
– С детства любил рисовать. Учителя заметили и достаточно высоко оценили мои способности: мои рисунки школа выставляла для участия в различных конкурсах. Но родители были категорически против моего поступления в художественное училище. «Художники пребывают в вечном поиске и неопределенности, а тебе нужна стабильность, уверенность в завтрашнем дне и престижная работа. И вообще, творческая среда – это богема, а научная – цвет отечественной интеллигенции», – убеждали они. Я поддался уговорам и поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ) – один из трех лучших в стране технических вузов, который давал образование мирового уровня.
Успешно его окончил, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата наук и ровно 10 лет спустя… поступил-таки в Ярославское художественное училище.
– Имея за плечами высшее образование и ученое звание доцента, получать среднее профессиональное образование – такое, мягко говоря, в нашей стране не приветствовалось. Мне понадобилось получать специальное разрешение Министерства культуры, чтобы реализовать давнюю свою мечту, – признается Владимир Викторович. – Очень помог мой наставник – Петр Крохоняткин, выпускник ЯХУ и Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова.
Но диплом училища Владимир Литвинов так и не получил: научная работа оставляла для этого, увы, слишком мало времени. Но это не помешало ему стать известным живописцем и членом Союза художников России. По его мнению, не диплом, а искра Божия определяет стезю представителя любой творческой профессии. С 1974 года он участвует в выставках различного уровня в родном Отечестве и за границей. Его работы экпонировались в художественных галереях разных городов России, а также в Англии, Германии, Финляндии, Китае, Болгарии. Их активно покупали музеи и коллекционеры. Владимир Литвинов – руководитель творческого объединения «Парус».
Владимир Викторович – доцент кафедры математического анализа ЯрГУ имени Демидова, у него солидный научно-педагогический стаж, но живопись по-прежнему занимает важное, возможно, даже ключевое место в его жизни.
Он пишет 60 – 70 полотен ежегодно – трудоголик в высоком смысле этого слова. Особенно примечательно, что многие его работы, в которых проявлена мощная, покоряющая пространства и сердца магия природы, написаны в ходе путешествий по родному краю. «Тощиха. Осень». «Начало весны. Вятское». «Отражение. Толбухино». «Две радуги. Ильинское-Урусово». «Вечер. Улица Лисицына». Красота ярославских ландшафтов ничуть не уступает пропиаренным видам Франции, Черногории, Финляндии.
– Задача художника – отразить гармонию окружающего мира, – полагает мастер.
Но даже талантливому человеку для этого придется пахать и пахать, а без великого труда цели своей не достигнешь.
Фото Анны Соловьевой