Мамврийский дуб и другие пророчества. Какие сюрпризы преподнесла первая региональная выставка «Ярославский офорт»

23.08.2021 6:12 0

Мамврийский дуб и другие пророчества. Какие сюрпризы преподнесла первая региональная выставка «Ярославский офорт»

Настоящий клад открыли организаторы новой экспозиции, развернутой в центральном зале Ярославского Союза художников. Оказалось, наши мастера живописи создают в очень трудоемкой и требующей филигранной точности штриха технике гравюры, офорта поражающие воображение произведения.

– Экспозиция имеет целью познакомить зрителя с одним из видов печатной графики, а также продемонстрировать этапы становления и развития офорта в нашем регионе. Это первая подобная выставка в истории Ярославского Союза художников. В России есть петербургская, московская школа печатной графики, одна из самых известных провинциальных школ – владимирская. В городах Ярославской области тоже есть художники, занимающиеся офортом и не уступающие по уровню мастерства столичным коллегам, – рассказал председатель Ярославского отделения Союза художников России Александр Александров.

Экспозиция ретроспективная: в ней представлены творческие искания ярославских художников-графиков за период более полувека. Здесь можно увидеть эстампы из частных коллекций мастеров старшего поколения: Валерия Цаплина, Сергея Севрикеева, Наркиса Флоринского, Адольфа Булдыгина, Спартака Глушкова, Федора Новотельнова, Вячеслава Клапши, а также работы современных художников: Виктора Решитова, Елены Мухиной, Александра Петрова, Олега Отрошко, Марии Ковалевой, Владимира Середы, Сергея Гусарина, Вячеслава Епифанова, Владимира Золотайкина, Галины Есафьевой, Натальи Старковской и других.

– Наши мастера работали в различных техниках: травленый штрих, акватинта, лавис, резерваж, сухая игла, меццо-тинто, мягкий лак, резцовая гравюра. Изготовление офорта начинается с подготовки будущей печатной формы: металлическую пластину – медную или цинковую – шлифуют, полируют, грунтуют, после чего наносят на нее специальный лак. На его поверхности при помощи стальной иглы наносится рисунок. Затем заготовка погружается в кислоту – «протравливается». Лак удаляют. Клише заливаются краской. И печатается нужный тираж – обычно от 10 до 150 работ. Я очень люблю эту технику за ее изысканность и утонченность, – раскрывает профессиональные секреты инициатор и активный участник выставки Мария Ковалева.

Мария в 2003 году окончила Ярославское художественное училище, в 2011-м – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина с отличием. Участвовала в региональных, всероссийских и международных выставках. Ее произведения находятся в собраниях: Дома графики имени Ровинского и Музея народной графики (Россия, Москва), Музея международной биеннале гравюры (Акве-Терма, Италия), в усадьбе «Журавлиное» (Белоруссия) и других коллекциях. Она представляла современное искусство Ярославии и России в Черногории, Португалии, Пакистане. Творчеством своих коллег Мария восхищается.

– Многие работы на экспозиции стали для меня открытием. Например, монументальные – соразмерные живописным полотнам – офорты Елены Мухиной, – заявляет художница.

А даниловец Владимир Барсуков (Середа) с присущей ему скромностью называет себя новичком в офорте – этой техникой он увлекся пять лет назад.

– Я случайно попал в Угличе на мастер-класс офорта тамошнего живописца и графика Александра Петрова. И понял: здесь бездна смыслов и возможностей для самовыражения, – рассказывает Владимир Середа.

Его произведения – разноплановые: одни как будто навеяны мотивами серии графической сатиры «Капричос» Франсиско Гойи, другие поднимают экзистенциальные вопросы – о смысле жизни и поисках своего места в ней. Особняком в этой серии стоит офорт «Мамврийский дуб».

– В Библии указано, что именно в Мамврийской роще Авраам встретился с тремя ангелами. Последнее из оставшихся от нее деревьев – очень древнее, ему много тысяч лет. Согласно легенде, если будет найден Ноев ковчег, если перестанет нисходить Благодатный огонь и если рухнет Мамврийский дуб, скоро начнется Апокалипсис. В феврале 2019 года дуб рухнул. А несколько месяцев спустя началась пандемия коронавируса. Наводит на размышления, – полагает Владимир Середа.

Очень интересно узнать о новых гранях таланта мастера, который известен своими скульптурами – именно его шахматы стали украшением преображенного Данилова.

Источник

Предыдущая новость

В Рыбинске в страшном ДТП погиб мужчина Мэр Ярославля рассказал, на какой стадии находится проект третьего моста через Волгу Минздрав Татарстана опроверг информацию о закрытии РКБ В мэрии Челнов рассказали, как распознать вербовщиков террористических организаций Студенты профобразования на День победы готовят блюда военного времени

Последние новости