Два года назад власти Челнов приобрели по требованию граждан 190 больших автобусов «Нефаз». До этого момента перевозками в черте города занимались лишь частные компании на так называемых «маршрутках», к которым у челнинцев накопилось претензий — в основном по качеству обслуживания и техническому состоянию автомобилей.
Но радость от появления комфортабельного транспорта быстро сменилась недоумением. «Нефазов» было не дождаться (СМИ и соцсети пестрят историями о том, как челнинцы стоят на остановках по полчаса и больше). За баранки «Нефазов» посадили неопытных водителей (в результате в 2016-ом году произошло 44 ДТП с участием автобусов, ранения получили 57 человек).
Руководство МУП объясняло — опытных водителей с необходимой категорией водительских прав не хватает, маршрутная сеть только разрабатывается. В общем, проблемы решаемые и они решаются. Но вот только на все это нужны деньги. А конкуренцию с привычными «маршрутками» руководство предприятия так и не освоило. И как следствие — погрязло в долгах.
На конец 2014-го года (МУП появился в апреле 2014-го) по данным системы «Контур Фокус» убыток предприятия составил 127 тысяч рублей. За 2015-ый год убыток вырос до 35 млн, а еще через год — до 108,5 млн рублей. Если подобная динамика сохранится, через пару лет содержание не такого уж крупного автобусного парка обойдется Челнам в миллиарды рублей.
В конце января этого года выяснилось, что город и вовсе мог лишиться автобусов — МУП не платил лизинговые платежи и задолжал более 360 млн рублей компании «КАМАЗ-Лизинг», которая выставила иск с требованием вернуть транспорт. Исполкому пришлось вмешаться и выделить 435 млн рублей, чтобы закрыть долги «Электротранспорта». Учитывая, что по ценам 2014-го года все 190 автобусов обошлись примерно в 1,2 млрд рублей — налогами горожан оплатили порядка половины партии.
«Мы все понимаем, что затраты на приобретение этих автобусов МУП «Электротранспорт» только за счет тарифа и своей финансово-хозяйственной деятельности покрыть не может. Можете представить, какой бы был тариф, если бы туда была заложена составляющая, связанная с лизинговыми платежами? Поэтому эти затраты город берет на себя. Удовольствие не дешевое, но мы понимаем, что это важная социальная услуга. Автобусы большой вместимости нужны городу», — комментировал сложившуюся ситуацию мэр Челнов Наиль Магдеев
Ничего удивительного в убыточности предприятия нет, говорит житель Челнов, экономист Артур Хуснутдинов. У каждого второго горожанина (или другими словами — едва ли не в каждой семье) есть личный транспорт, а низкие цены на услуги такси сбивают спрос на автобусные перевозки еще ниже.
«К примеру, поездка в больницу на автобусе обойдется в 44 рубля и около двух часов времени с учетом ожидания на остановке и пути до нее. Поездка на таки в обе стороны — рублей в 150 и займет минут 25. Народ сейчас не любит в плохую погоду, особенно с детьми, куда-то на остановку тащиться. Да и зачем? А если едет компания из четырех человек? Там едва ли не дешевле, чем на автобусе получится», — рассуждает он
Из долгов своими силами «Электротранспорту» не выбраться по той причине, что предприятие не удовлетворяет потребности горожан, отмечает Хуснутдинов.
«Если говорить о спросе, имеется ввиду спрос на общественный транспорт, то он, безусловно, остается. Но ниша больших автобусов так и остается незакрытой. Пассажир стоит на остановке и все, чего он хочет — быстро и с комфортом доехать по возможности заплатив поменьше. «Маршрутки» однозначно обыгрывают большие автобусы в скорости, в комфорте выигрывает такси. И в этом плане большие автобусы им вообще не конкуренты. Остается снижать стоимость билета, но МУП на это вряд ли пойдет, потому что их расчеты уже предполагают наиболее оптимальную стоимость проезда. Другими словами, с финансовой точки зрения без внешних вливаний предприятие нежизнеспособно», — говорит экономист
Станет ли «Электротранспорт» прибыльным, если убрать с челнинский дорог «маршрутки» — на этот вопрос собеседник «склонен дать положительный ответ». Но добавляет, что монополизация рынка общественного транспорта даже в отдельно взятом городе вряд ли возможна.
«Варианты других решений, конечно, есть. И уверен, что они рассматриваются руководством города. Другое дело, что не слишком ли поздно исполком взялся за реформу? Ее хотели провести, по-видимому, по казанскому сценарию, где много видов транспорта и они все исполняют определенные функции. Но Казань значительно больше все-таки. Чтобы в Челнах прижились большие автобусы, нужно кардинально менять маршрутную сетку. Потому что если по одному проспекту идет автобус и «маршрутка», то автобус однозначно проиграет в погоне за пассажирами. А к чему это приводит все уже видели — у нас уже были убыточные автобусные парки, которые в итоге банкротили и распродавали», — сетует Хуснутдинов
Алексей Федоров
Фото: nabchelny.ru, chelnytram.ru