Среди надзорных органов особое место занимает Федеральная антимонопольная служба. В сферу ее полномочий входит достаточно широкий спектр вопросов. Каким? А вот об этом уже скоро смогут узнать наши читатели. С этого номера мы вводим новую рубрику «Для вас говорит ФАС», где будут публиковаться экспертные комментарии представителей УФАС по Ярославской области по различным контролируем сферам. Первый разговор с главой управления Иваном Паутовым.
- Иван Геннадьевич, какие сферы контролирует антимонопольная служба, в каких случаях можно к вам обратиться?
- Первый антимонопольный орган в нашей стране был создан еще в 1990 году, а с 2004 года носит название Федеральной антимонопольной службы. Становление антимонопольных органов совпало с процессами модернизации российской экономики. Перед новой структурой была поставлена задача активного содействия формированию рыночных отношений, возрождению свободного предпринимательства и частной собственности, развитию добросовестной конкуренции в предпринимательском сообществе. И по сей день служба имеет главной задачей — защиту и развитие конкуренции во всех отраслях экономики, тем самым вносит свой вклад в стимулирование экономического роста, развитие инновационных продуктов, снижение цен и одновременно повышение качества товаров, работ и услуг, модернизацию законодательства.
- А каким образом вы достигаете поставленных перед службой задач?
- У антимонопольной службы довольно обширный круг контроля. В следующих интервью служащие УФАС затронут эти вопросы более подробно, вы можете прислать в наш пресс-центр или в редакцию газеты свои вопросы, которые вас интересуют, и на которые хотели бы получить ответы. Я назову основные моменты.
Немаловажной задачей ФАС России является контроль за деятельностью монополистов — мы защищаем права неопределенного круга потребителей - население и бизнес-сообщество, от неправомерных действий ресурсоснабжающих организаций (поставщиков в наши дома воды, тепла, электричества, газа), также компаний, оказывающих услуги железнодорожных перевозок, и др. Порой с такими крупными компаниями трудно справиться в одиночку, поэтому на помощь приходит наша служба.
Еще одной сферой является контроль за рекламой, ведь достоверная и добросовестная реклама тоже является неотъемлемой частью честной и здоровой конкуренции. Поэтому если вам кажется, что наружная, телевизионная или передвижная реклама пытается ввести вас в заблуждение относительно качеств и свойств товара, то можете смело обращаться в наше Управление. Также к нам можно обращаться и по вопросам навязчивой телефонной или СМС рекламы, получаемой вами без вашего согласия.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Контрактная система создает благоприятную среду как для поставщиков, так и для заказчиков и для конечных потребителей.
- Много ли поступает к вам обращений? И на что жалуются чаще всего?
- В первом полугодии 2017 года к нам поступило около 850 заявлений и жалоб. Больше всего жалуются на нарушения антимонопольного законодательства и на нарушения при проведении торгов и закупочных процедур. По результатам каждого заявления принято соответствующее решение — либо возбуждено дело о нарушении антимонопольного, рекламного законодательства, либо жалоба рассмотрена в соответствии с Законом о закупках, либо обращение переадресовано в соответствующий орган, если поставленный вопрос не находится в рамках нашей компетенции.
- Что грозит нарушителям за несоблюдение охраняемых Вами законов?
- Смотря какого закона касается нарушение. Если речь идет о нарушении Закона о защите конкуренции и Закона о рекламе со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, то на первый раз выносится предупреждение о необходимости прекратить действия, противоречащие закону, а при выявлении повторного нарушения налагается штраф. Крупные предприятия сразу попадают под штрафные санкции.
Если речь идет о нарушении Закона о закупках 44-ФЗ, то антимонопольный орган может выдать предписание, направленное, например, на внесение изменений в закупочную документацию, на отмену протоколов закупочной комиссии. Если за данное нарушение предусмотрена административная ответственность, то должностное лицо организаторов торгов или члены конкурсной комиссии также штрафуются. По результатам первого полугодия текущего года Ярославское УФАС России вынесло постановлений о наложении штрафа на сумму более 8 миллионов рублей, которые должны быть перечислены в Федеральный бюджет Российской Федерации.
- Суммы штрафов довольно серьезные, проводите ли вы какие то профилактические мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности в своей сфере для потенциальных нарушителей и потенциальных пострадавших?
- Да, конечно. С этой целью Ярославское УФАС России проводит ежеквартальные публичные обсуждения, на которых мы разъясняем свои полномочия, рассказываем о самых частных нарушениях и мерах реагирования на них и отвечаем на вопросы слушателей. Эта информация размещается и на нашем сайте в разделе «Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики». В июне и в августе уже проведены такие мероприятия. Следующие обсуждения запланированы на 30 ноября 2017 года. Основная часть мероприятия будет посвящена антимонопольному контролю на товарных рынках и ограничению конкуренции со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- А где будут проводиться такие обсуждения?
- Место проведения КСК «Вознесенский» (г. Ярославль, ул. Свободы, д.46). Вопросы по заданной тематике также можно присылать в пресс-центр УФАС на адрес электронной почты: pressto76@fas.gov.ru, задать в обсуждении в социальной сети ВКонтакте, либо по телефону (4852) 73-10-84. Ответы на вопросы можно будет получить в рамках мероприятия.
Обращаю внимание читателей, что прийти на обсуждения может любой желающий, мы будем рады, если нам удастся привлечь как можно больше граждан к выявлению и решению проблем, возникающих на пути добросовестной конкуренции.