О том, что фотография – не просто способ запечатлеть действительность, утекающее время, а настоящий, полноценный вид искусства, человечество догадалось не сразу.
Фотографам с момента переложения изображений на пленку еще пару-тройку десятилетий, а в некоторых странах – даже полвека пришлось убеждать в этом других людей.
Зато сейчас в данном факте никто не сомневается!
Убедиться в уникальных изобразительных, художественных возможностях фотографии и безусловном таланте самых разных отечественных мастеров можно на новой выставке «ФОТОЭСТАФЕТА. От Родченко до наших дней» в ЯХМ, приуроченной к столетию музея. С 31 мая по 25 августа посетители смогут увидеть 137 произведений, выполненных методом цифровой печати и предоставленных Московским домом фотографии. Это наиболее интересная часть огромной коллекции советской и российской фотографии, собранной более чем за десять лет двумя профессиональными фотографами – Юрием Рыбчинским и Эдуардом Гладковым. В этих работах – более 80 лет истории фотоискусства и истории страны, запечатленной в лицах, ситуациях, образах.
– Эта выставка интересна тем, что на ней представлены произведения, рассказывающие об истории России на протяжении всего XX века, – сказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея Людмила Макарова. От первых десятилетий до событий революционных, довоенных. Это и парады, и пирамиды физкультурников. Затем – военные события и фотографии, которые созданы после войны и рассказывают о том, как изменилась жизнь, как она налаживается.
Даже человеку непосвященному знакомы имена выдающихся мастеров фотоискусства, чьи работы представлены на выставке: это Александр Родченко, Евгений Халдей, Аркадий Шайхет, Моисей Наппельбаум и другие известные фотохудожники. Одна только подборка портретов современников достойна любой музейной сокровищницы. На посетителей довольно-таки строго взирают Александр Блок и Сергей Есенин в молодые годы (а других у них и не было) и Лиля Брик – в ее преклонные, когда она, кстати, стала лучше выглядеть, чем в молодости; молодые Раневская, Пастернак, Мейерхольд… Жанровые фото тех времен – отдельная история, со множеством уникальных деталей, примет времени. Где еще, например, можно увидеть бригаду передовой стахановки Паши Ангелиной с покупками после экскурсии по Москве и посещения столичных магазинов? Конечно, девушки – веселые и счастливые, если судить по фотографии Эммануила Евзерихина, – не растерялись и отоварились по полной программе.
Жизнь СССР в эпоху первых пятилеток впечатляет, и это, в общем и целом, далеко не радостные впечатления, даже несмотря на общий пропагандистский, изначально бодрый язык, выбранный авторами снимков. Здесь можно увидеть разрушение храма Христа Спасителя, будни хлебозаготовок в начале тридцатых, коммунаров, которые появились еще до повальной коллективизации, первых пассажиров столичного метро, саму довоенную Москву – непарадную, с домами-хибарами, где женщины стирают белье в Москве-реке, а дети одеты так, что плакать хочется.
Военная фотохроника Евгения Халдея и других легендарных фронтовых фотокорреспондентов представлена в отдельном зале. Здесь – знаменитые «В атаку!», «Первый день войны», «На берлинском направлении» и другие снимки. Правда, как признаются сами экскурсоводы, есть определенные сомнения, что это именно репортажные, а не постановочные фото.
Язык фотографий шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых – уже другой, более свободный, подверженный самым разным художественным стилям и направлениям искусства. Железобетонный социалистический реализм, которому, по замыслу чиновников от советского искусства, обязаны были следовать все художники вне зависимости от их изобразительных инструментов, подгибается, как колосс на глиняных ногах, и уступает первенство тем жанрам, которых, что называется, душа мастера просит.
– Вот эта фотография называется «Ветер», – рассказала главный хранитель московского «Мультимедиа Арт Музея» Елена Мисаланди. – Фотограф Юрий Рыбчинский шел со своими приятелями по аллее и вдруг увидел, как порыв ветра взметнул шляпу над головой впереди идущего мужчины. Если мы посмотрим на эту работу, то сразу заметим – она как раз о том, как фотограф видит, что он успевает запечатлеть, что успевает увидеть его глаз и как работает его палец, нажимающий на затвор.
Фотографии советских мастеров – свободные, импрессионистические, футуристические, сюрреалистические, а впрочем, самые разные, которые не могли оказаться в советской прессе, но вошли в финский альбом 1988 года «Инаковидящие», – также можно рассмотреть на интереснейшей летней выставке в ЯХМ «ФОТОЭСТАФЕТА. От Родченко до наших дней».