На фотовыставке в Ярославле представлены произведения, рассказывающие об истории страны в XX веке

10.06.2019 4:33 0

На фотовыставке в Ярославле представлены произведения, рассказывающие об истории страны в XX веке

О том, что фотография – не просто способ запечатлеть действительность, утекающее время, а настоящий, полноценный вид искусства, человечество догадалось не сразу.

Фотографам с момента переложения изображений на пленку еще пару-тройку десятилетий, а в некоторых странах – даже полвека пришлось убеждать в этом других людей.

Зато сейчас в данном факте никто не сомневается!

Убедиться в уникальных изобразительных, художественных возможностях фотографии и безусловном таланте самых разных отечественных мастеров можно на новой выставке «ФОТОЭСТАФЕТА. От Родченко до наших дней» в ЯХМ, приуроченной к столетию музея. С 31 мая по 25 августа посетители смогут увидеть 137 произведений, выполненных методом цифровой печати и предоставленных Московским домом фотографии. Это наиболее интересная часть огромной коллекции советской и российской фотографии, собранной более чем за десять лет двумя профессиональными фотографами – Юрием Рыбчинским и Эдуардом Гладковым. В этих работах – более 80 лет истории фотоискусства и истории страны, запечатленной в лицах, ситуациях, образах.

– Эта выставка интересна тем, что на ней представлены произведения, рассказывающие об истории России на протяжении всего XX века, – сказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея Людмила Макарова. От первых десятилетий до событий революционных, довоенных. Это и парады, и пирамиды физкультурников. Затем – военные события и фотографии, которые созданы после войны и рассказывают о том, как изменилась жизнь, как она налаживается.

Даже человеку непосвященному знакомы имена выдающихся мастеров фотоискусства, чьи работы представлены на выставке: это Александр Родченко, Евгений Халдей, Аркадий Шайхет, Моисей Наппельбаум и другие известные фотохудожники. Одна только подборка портретов современников достойна любой музейной сокровищницы. На посетителей довольно-таки строго взирают Александр Блок и Сергей Есенин в молодые годы (а других у них и не было) и Лиля Брик – в ее преклонные, когда она, кстати, стала лучше выглядеть, чем в молодости; молодые Раневская, Пастернак, Мейерхольд… Жанровые фото тех времен – отдельная история, со множеством уникальных деталей, примет времени. Где еще, например, можно увидеть бригаду передовой стахановки Паши Ангелиной с покупками после экскурсии по Москве и посещения столичных магазинов? Конечно, девушки – веселые и счастливые, если судить по фотографии Эммануила Евзерихина, – не растерялись и отоварились по полной программе.

Жизнь СССР в эпоху первых пятилеток впечатляет, и это, в общем и целом, далеко не радостные впечатления, даже несмотря на общий пропагандистский, изначально бодрый язык, выбранный авторами снимков. Здесь можно увидеть разрушение храма Христа Спасителя, будни хлебозаготовок в начале тридцатых, коммунаров, которые появились еще до повальной коллективизации, первых пассажиров столичного метро, саму довоенную Москву – непарадную, с домами-хибарами, где женщины стирают белье в Москве-реке, а дети одеты так, что плакать хочется.

Военная фотохроника Евгения Халдея и других легендарных фронтовых фотокорреспондентов представлена в отдельном зале. Здесь – знаменитые «В атаку!», «Первый день войны», «На берлинском направлении» и другие снимки. Правда, как признаются сами экскурсоводы, есть определенные сомнения, что это именно репортажные, а не постановочные фото.

Язык фотографий шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых – уже другой, более свободный, подверженный самым разным художественным стилям и направлениям искусства. Железобетонный социалистический реализм, которому, по замыслу чиновников от советского искусства, обязаны были следовать все художники вне зависимости от их изобразительных инструментов, подгибается, как колосс на глиняных ногах, и уступает первенство тем жанрам, которых, что называется, душа мастера просит.

– Вот эта фотография называется «Ветер», – рассказала главный хранитель московского «Мультимедиа Арт Музея» Елена Мисаланди. – Фотограф Юрий Рыбчинский шел со своими приятелями по аллее и вдруг увидел, как порыв ветра взметнул шляпу над головой впереди идущего мужчины. Если мы посмотрим на эту работу, то сразу заметим – она как раз о том, как фотограф видит, что он успевает запечатлеть, что успевает увидеть его глаз и как работает его палец, нажимающий на затвор.

Фотографии советских мастеров – свободные, импрессионистические, футуристические, сюрреалистические, а впрочем, самые разные, которые не могли оказаться в советской прессе, но вошли в финский альбом 1988 года «Инаковидящие», – также можно рассмотреть на интереснейшей летней выставке в ЯХМ «ФОТОЭСТАФЕТА. От Родченко до наших дней».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Челнах движение по дорогам оптимизируют с помощью научно-исследовательских работ Под Рыбинском пройдет самый большой марафон России Минниханов присвоил двум актрисам из Челнов звание заслуженных артистов РТ Под суд отправится житель Татарстана, два года насиловавший сестренку своей жены Памятник к 100-летию комсомола откроют в Ярославле в конце октября

Последние новости