Ярославский керамистреставратор Алексей Золотов создал авторскую студию, где обучает детей и взрослых старинному ремеслу – гончарному делу.
– Работать с глиной легко, этому может научиться каждый, – говорит своим многочисленным ученикам народный мастер, член Союза художников России. – Чтобы создать на гончарном круге свое уникальное изделие, надо иметь всего две вещи – любопытство и трудолюбие.
Из династии художников
В детстве Алеше повезло – его отец, известный в Ярославле художник-реставратор, часто брал сына с собой на работу. Юрий Алексеевич оставил после себя хорошую память. Он изготовил изящные керамические панно для интерьеров Дома пионеров на Нефтестрое, в кинотеатре «Волга», Доме моды, ресторанах на Волжской набережной. Когда строился Театр юного зрителя и отец занимался оформлением фойе, сынишка любил «выступать» на сцене, изображая какого-нибудь героя кукольного спектакля.
После школы он даже хотел поступать в Ленинградский театральный институт, чтобы стать режиссером-кукольником. Но не сложилось – и пошел сдавать экзамены в Ярославское художественное училище, однако недобрал всего один балл. Тогда по совету отца, всю жизнь мечтавшего работать с деревом, поступил в Суздальское училище, где только-только начали готовить реставраторов-мастеров художественной резьбы.
К окончанию учебы Алексей уже обзавелся семьей, но работы по специальности не нашел. Сейчас, умудренный жизненным опытом, он постоянно говорит ученикам, что в любой, даже самой безвыходной ситуации надо верить в свою судьбу. Тогда в Суздале не было ни одного гончара, и молодой резчик по дереву решил вспомнить отцовские уроки работы с глиной. А тут и счастливый случай подвернулся – когда шел по улице домой, увидел в канаве старый гончарный станок. Сходил на переговорный пункт, позвонил отцу, и тот уже на следующий день привез в Суздаль глину и небольшую печь для обжига.
Три года ушло у Золотова-младшего, чтобы заявить о себе как о мастере-умельце. Первый год он учился, изготавливая цветочные горшки, миски, чашки и другой хозяйственный ширпотреб. Потом начал экспериментировать, заниматься художественными изделиями. Когда привез на областную выставку в город Владимир три своих работы – обожженные на костре лепные скульптуры Ярило-Солнца, Макоши и лесного лешего дедушки Ау, специалисты были очень обрадованы появлению в Суздале талантливого керамиста. По их рекомендации Алексей показал славянских богов в Москве и приехал из столицы, имея звание народного мастера.
Сложные 90-е годы он провел в зарубежных деловых и творческих командировках. Сначала российского мастера пригласили в Америку, где производство керамической посуды поставлено на поток и она пользуется большой популярностью на бытовом уровне. Спустя год Золотову предложили работу в Германии, и он в течение семи лет ездил туда по контракту. В знаменитом Европа-парке, этом немецком Диснейленде, керамист трудился в русской деревне вместе со стеклодувами и резчиками по дереву, мастерами лаковой миниатюры и другими умельцами, показывая иностранцам свое искусство.
– А потом я понял, что время уходит и за границей мы нужны только в качестве наемных работников, – признается Алексей. – В 2007 году разорвал свой контракт и вернулся, как говорится, на круги своя, в Ярославль. Здесь стал работать в керамической мастерской Дома художников – заменил отца после его трагической гибели.
Продолжить дело предков
В родном городе у оформителей работы было – непочатый край. Тройка мастеров в составе Леонида Качалова, Евгения Смирнова и Алексея Золотова трудилась над совместными проектами по реставрации храма Иоанна Златоуста в Коровниках, восстанавливала старинный интерьер дома Романовых на улице Пушкина, изразцовые фризы в ряде церковных зданий города. Народная молва быстро разнесла по стране славу о ярославских мастерах, и их стали приглашать в другие регионы. Они выполняли заказы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Астрахани, городе Белозерске Вологодской области. В подмосковной Истре восстанавливали Новый Иерусалим, выполнив невероятно сложный объем работ, в Костроме – Ипатьевский монастырь.
Когда реставрационные работы пошли на спад, Алексей Золотов открыл в своей мастерской курсы по обучению работе на гончарном станке, изготовлению керамической посуды и изразцов. Он рассказывает новичкам о современных технологиях, проводит мастер-классы и развлекательные интерактивные игры.
– Открывая свой сайт в Интернете, я даже не ожидал, что будет такое большое количество желающих познакомиться с древним ремеслом, – улыбается мастер. – За короткое время курсы прошли около сотни взрослых и детей, и интерес к делу не убывает, а только растет. Мои коллеги тоже подключились к обучению, и мы вместе популяризируем производство керамики.
Преподаватель обратил внимание, что наиболее любознательными учениками являются представители таких профессий, как экономисты и бухгалтеры, программисты и врачи, а также отставные военные. Многие интересуются, как создать собственную гончарную мастерскую, где пополнить багаж знаний и приобрести необходимое оборудование. Значит, люди пытаются самореализоваться в творческом деле, попробовать свои силы в ремесле, которым, возможно, занимались в старину их деды и прадеды.
Многие ученики Золотова уже открыли свои мастерские, а его друг наладил выпуск оборудования для производства керамических изделий. Кстати, их можно изготавливать без традиционного гончарного круга. Для этого существует так называемая жгутовая техника, когда сосуд делают из длинных глиняных жгутов, накладывая их слоями. Такая технология применяется при работе 3Dпринтеров, которые используются даже при строительстве жилых домов.
В семье Алексея растут три сына, и если у старших интерес к отцовскому делу пока никак не проявился, то самый младший, школьник, все чаще приходит в гончарную мастерскую.
– Петя любит лепить из пластилина, и еще он учится играть на флейте. Надеюсь, когда подрастет, сумеет сам сделать этот музыкальный инструмент из керамики, – рассчитывает отец на продолжение семейной профессии.