На выставке «Начало», открывшейся в стенах Ярославского художественного музея, представлены те самые экспонаты, с которых он начинался 100 лет назад и которые до сих пор – настоящие жемчужины в его коллекции.
Например, «Генисаретское озеро» Василия Поленова, «Вид с Каранайских гор» Ивана Айвазовского, «Боярышня. Убор невесты» Ивана Куликова, «Роковой выход» Михаила Игнатьева – эти и другие полотна, которые заслуженно считаются классикой русской и мировой академической живописи, гарантированно вызывают у зрителей самые глубокие, искренние чувства. Что неудивительно: даже самый неискушенный в искусстве, живописи человек естественно откликается на настоящую красоту, мастерство, талант и душу художника, которые тот вкладывает в свою работу. Эти четыре картины наряду с другими – всего в 1919 году набралось 50 произведений – были переданы создающемуся музею в губернском городе Ярославле начиная с 1912 года. Именно тогда влиятельная общественная организация – Ярославское художественное общество – постановила «приступить к созданию художественного музея, испросив зал в одном из учебных заведений». Был объявлен сбор пожертвований, художники приносили свои картины. Бессменным руководителем общества и фактически создателем музея стал Иван Артемьевич Лазарев, чей портрет также можно увидеть на выставке «Начало».
– Важно, что эти первые поступления очень значительные, – отметила Ирина Кулешова, старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела ЯХМ. – Среди них яркие имена: Айвазовский, Поленов, с другой стороны – это какие-то масштабные в истории русского искусства произведения.
И действительно: даже через сто лет, когда собрание ЯХМ насчитывает десятки тысяч произведений искусства, каждым экспонатом «из первых» можно любоваться долго, вновь и вновь возвращаясь к нему. Очевидно, что картины и скульптуры не просто подбирались с большим вкусом и знанием дела, но и были созданы настоящими художниками, отмеченными искрой Божией. Недаром Василий Поленов, для того чтобы создать свое «Генисаретское озеро», прошел практически весь путь земной жизни Христа в Палестине, чтобы полностью вобрать в себя все впечатления, сконцентрировать переживания и преподнести их людям уже в форме гениальной картины. А прекрасная «Боярышня» накануне собственной свадьбы? Рассматривать ее можно часами, как и лица грустных циркачей в ярких костюмах на картине Михаила Игнатьева «Роковой выход». Впрочем, юмор и гротеск, авангардистские поиски начала века не миновали и первые экспонаты из собрания ЯХМ. Убедиться в этом можно, лишь взглянув на скульптуры Максима Несытова.
– Знаменательно, что с идеей создания художественного музея выступили представители ярославской творческой общественности, – отметил заместитель председателя правительства Ярославской области Максим Авдеев. – Уже в начале прошлого века ярославцы активно проявляли себя в реализации социально значимых инициатив. Благодаря профессионализму и любви к своему делу музейные работники в течение века смогли увеличить размеры коллекции. Сегодня в музейном собрании более 81 тысячи предметов. Надеюсь, что это только начало.
Какие художники дарили нашему создававшемуся музею свои работы? Поленов, Васнецов – члены Императорской академии художеств, всего академия передала нам 15 картин, – рассказал заместитель директора Ярославского художественного музея Алексей Федорчук. – Уже осенью 1912 года к комплектованию коллекции подключилось Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Благодаря обществу, в состав которого входили известные ярославские промышленники и меценаты, коллекция будущего музея пополнилась этюдом Васнецова «Ярославль. Коровники», картинами Чиркова, Переплетчикова. И, естественно, сами ярославцы не оставались в стороне. Местные художники тоже дарили свои произведения, которыми мы любуемся по сей день. Интересно, что на заседании Ярославского художественного общества было принято решение не брать годовой членский взнос с тех художников, которые дарят свои работы будущему музею. А взносы были немалые – сорок рублей! Так что в данном случае выгоду получили все.