К леворуким детям нужен особый подход. А так как сегодня в детских садах и школах нет специальных программ для работы с такими детишками, ответственность за их адаптацию к миру правшей и в конечном итоге за их успешность или неуспешность в будущем ложится на близких.
Левша – совершенно нормальный, более того, возможно, даже наделенный от природы удивительными способностями ребенок, но воспитывать его нужно по-особенному. Эта мысль стала лейтмотивом выступления заведующего кафедрой специальной (коррекционной) педагогики и психологии ЯГПУ имени Ушинского Андрея Симановского перед участниками просветительского проекта для педагогов и родителей «Особый ребенок», реализуемого Некрасовской библиотекой.
Он рассказал много любопытного. Например, всем известно, что у большинства людей доминирует левое полушарие головного мозга, отвечающее за логику, анализ, сознательное мышление, при этом ведущая рука у них – правая. У левшей все наоборот, поэтому их отличает повышенная эмоциональность, чувственность, богатое воображение, творческие способности, интуиция.
Если век назад левшей было всего 4% от общей численности населения, то сейчас уже 15 – 23%.
Почему это происходит? Наука пока не может дать точного ответа, но предполагает, что к таким последствиям приводят ускорение темпа жизни, нервозность, стрессы, ставшие постоянными спутниками наших современников. Если женщина в первые 15 недель беременности испытывала тревогу, беспокойство, сильные переживания – вероятность рождения малыша, у которого будет преобладать генерирующее эмоции правое полушарие, многократно повышается.
Как пояснил Андрей Эдгарович, обычно уже в самом нежном возрасте ребенка леворукость себя проявляет. Сомнения возникают лишь, если ваше чадо – амбидекстр, то есть человек, у которого оба полушария (и обе руки) одинаково хорошо развиты.
Амбидекстры обычно все схватывают на лету, у них высокий интеллект, и при этом они не обделены талантами, им все легко дается… И здесь их подстерегает опасность: они могут настолько опередить других детей, что заскучают и вообще перестанут развиваться, в конце концов скатившись до уровня двоечников. Поэтому родителям и учителям крайне важно выстроить для таких учеников индивидуальную траекторию обучения. И все же вписать амбидекстров в наш мир, заточенный под правшей, гораздо проще, чем леворуких.
– На леворуких, как и вообще на всех необычных людей, в прошлые века смотрели с недоверием, а то и с подозрением, обвиняя чуть ли не в связях с нечистым. Старались их по возможности переучивать. Сегодня им дают возможность оставаться такими, какими их создала природа. История доказала: среди левшей много людей незаурядных и даже гениев, – рассказал Андрей Симановский.
Назовем лишь некоторые прославленные имена: Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Черчилль, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Прокофьев, Пушкин, Лев Толстой, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Марк Твен.
Общеизвестный факт: многие свои труды Леонардо да Винчи (не только живописец, но и ученый, инженер) написал особым письмом, и прочитать их можно, только приставив зеркало. Некоторые исследователи считают, что он сделал это не только с целью зашифровать свои разработки, но просто потому, что писать левой рукой ему было проще и комфортнее.
Но когда сегодня школьники-левши читают и пишут зеркально – учителям не позавидуешь. И это далеко не единственные проблемы в освоении ими школьной программы.
– Эти дети читают слова наоборот – справа налево, переставляют слоги, «теряют» буквы, делая в одном предложении десятки ошибок, зачастую видят любой предмет целостно, и им трудно выделить в нем отдельные части. Например, в литературном произведении им все кажется одинаково важным, и они не могут выделить главную мысль, ведь анализ – не их стихия. Так же и в описании картины: художественный образ они воспринимают верно, а разделить его на составляющие для них непростая задача. Условно говоря, если правши порой за деревьями не видят леса, то есть обращают внимание на второстепенное, не замечая главного, то у левшей – все наоборот, – поясняет Андрей Эдгарович.
Сегодня почти в каждом классе – один-два леворуких ребенка, требующих особого внимания педагогов и зачастую ориентированных именно на них подходов к обучению, существенно отличающихся от общепринятых. Но у учителя работы выше крыши… Так что родителям, которые не хотят, чтобы их ребенок оказался среди сверстников потенциальным лузером, нужно начинать целенаправленно заниматься с ним лет с трех, а то и раньше.
Не переучивать в правшу, не бить по рукам, а усиливать роль левого полушария, терпеливо и старательно прививая нужные умения и навыки. Например, сравнение двух похожих картинок и поиск отличий между ними развивает аналитические способности. В иллюстрациях, фотографиях нужно вычленять детали. А привычка скрупулезно проверять каждую свою работу со временем компенсирует недостаточное внимание к мелочам. И, конечно, нельзя забывать о том, что творчество для левши – родная стихия.
– Это я знаю не понаслышке: мой сын – левша. Когда ему было всего пять лет, он начал лепить из пластилина динозавров по рисункам из книг с удивительной реалистичностью и соблюдением пропорций, хотя никто его этому не учил, – удивил Андрей Эдгарович.
Родителям и педагогам леворуких детей он дал следующие советы: в обучении двигаться от общего к частному, от понимания целого к деталям, каждое действие расписывать «по шагам», сопровождая развернутым комментарием. Устно проговаривать четкий алгоритм, последовательность того, что требуется выполнить ребенку.
Творчество – рисование, лепка, музыка – очень важно для левши: оно помогает ему раскрыть свою истинную природу. Но при этом высокая физическая активность (спорт, хореография) тоже пойдет ему на пользу, вытягивая менее развитое полушарие.
А еще такого ребенка надо чаще хвалить, повышать его самооценку, укреплять уверенность в себе, потому что он чрезвычайно ранимый. Представляете, как ему трудно: он действительно видит мир иначе, чем другие.
Уясните, к чему лежит его душа, морально поддержите и помогите развить таланты. Во многом от нас, взрослых, зависит его будущее положение на жизненной шкале, где отсчет ведется от гения до неудачника.
Фото с сайта pixabay