В эти дни в фойе большого зала ДК КАМАЗа проходит выставка картин большого (и профессионального) художника Анатолия Пашина. Он имеет звание «Народный художник Татарстана» и Золотую медаль Союза художников России. Среди знатоков живописи он известен по всей России и, возможно, за ее пределами. В ДК КАМАЗа Пашин устроил выставку портретов, посвященную 80-летию поэта, певца и актера Владимира Высоцкого. С первого взгляда портреты эти шокируют.
- Анатолий, ну от вас я такого не ожидала! – тоном мамы, которая говорит ребенку: «Ай-я-яй, как нехорошо!» - сказала Пашину на этой выставке хорошо знакомая ему сотрудница сферы культуры.
На обыкновенной бумаге на в густо грязном серо-буро-красном квадратном или прямоугольном пятне едва поступают черты лица Высоцкого, его гитары и т.д. Надо хорошенько сосредоточить внимание и напрячь глаза, чтобы увидеть, что там вообще нарисовано. Пашин говорит, что это исключительно его техника живописи, его изобретение. Он называет эту технику монотипией. В мастерской он показал как такое делается. Берется чистый лист стекла и типографским валиком покрывается слоем краски. На краску кладется лист бумаги, а на лист бумаги еще один лист бумаги. Затем художник берет карандаш и рисует. Под давлением карандаша рисунок отпечатывается на листе, положенном на краску. Так рисунок встраивается прямо в пятно краски.
- Мрачные у вас все рисунки! А Высоцкий, между прочим, был светлым, веселым человеком. У него и в песне поется: «Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою!» Почему у вас ни одного светлого, веселого портрета нет? – спросили мы у художника.
Пашин объяснил, что сознательно поставил себе целью не показывать клоуна. У Высоцкого много песен типа: «Ой, где был я вчера, не пойму, хоть убей!» или «Считай по-нашему мы выпили немного» («Милицейский протокол»), но по-мнению художника они не только не отражают, но заслоняют и даже оскорбляют истинное глубоко народное творчество поэта и певца Высоцкого, его космическую философию.
- Поэзия Высоцкого - это, например: «Отражается небо в лесу, как в воде и деревья стоят голубые!» - напоминает Пашин фрагмент из песни от имени бойца, потерявшего друга, которого при жизни другом не считал и лишь после того, как «он не вернулся из боя», понял кем был этот надоедливый сосед по землянке.
Обращаясь к первым посетителям выставки портретов на ее открытии, Пашин сказал, что разочарован сегодняшней ситуацией вокруг Высоцкого. На его огромной популярности, на безмерной любви к нему людей разных поколений зарабатывают (делают деньги) все, кто только может. Но все это спекуляция на имени, на товаре. А Высоцкого-художника, Высоцкого-поэта, мыслителя во всей этой шумихе нет. Жена Высоцкого Марина Влади написала о нем книгу. Какой угодно Высоцкий там есть, но художника нет совершенно! Сын поэта Никита Высоцкий приложил руку к написанию сценария фильма об отце, фильм сняли, показывают. Но и это кино не про художника, не про поэта. Весь фильм – возня вокруг наркомана и «шабашника» от искусства, причем возня с откровенной уголовщиной. Поэтому Пашин старается показать в своих портретах Высоцкого-Художника.
Как? Вы смотрите на картину и видите, что Высоцкий погружен в какую-то густую серость и гнусь. В этой серости и гнуси он сочиняет и поет. О чем поет и как поет? Как поет и что при этом выражает лицом, позой и т.д. вы видите на картине. А о чем поет, это написано художником под портретом.
- Ключик к пониманию каждого портрета – это строчки из песен Высоцкого, написанные под портретом, - подсказал Пашин посетителям выставки. Так, а почему Пашин погрузил изображение поэта в такую среду на своих портретах?
Больше всего Высоцкий ненавидел в жизни серость и гнусь. Об этом он сам написал своей жене Людмиле Абрамовой, письмо опубликовано в четырехтомном сборнике поэта. Высоцкий поэтому жить старался интересно, сочинял и пел оригинально, и на сцене, и на экране играл самоотверженно, с полнейшей самоотдачей старался показывать людей в непростых ситуациях. А советско-партийная государственная машина все время засовывала-запихивала его в свой «правильный» трафарет. «У певца голос должен быть чистым, мелодичным, а у вас он грубый, хриплый, пропитой, мы не можем вас считать певцом! У поэта стихи должны быть правильные, высокоморальные, нравственные, а вы сочиняете про каких-то пьяниц да уголовников, мы не можем считать вас поэтом. И уж извините, но ваши так сказать мелодии под гитару – это не музыка! Мы не можем считать вас композитором!» - примерно так говорила ему партийно-советская государственная машина. Друзья Высоцкого и почитатели его таланта Бэлла Ахмадуллина, Андрей Вознесенский и пр. и те оказались не на его стороне. Они не дали ему рекомендацию в Союз писателей. Творчество Высоцкого шельмовали, сниматься в фильмах ему не давали, слушать его песни людей отговаривали и т.д. Высоцкого затолкали в пьянство и наркоманию (так ведь многие стараются пережить неприятности), его запихнули в гнусный трафарет лубочных ценностей. То есть окунули в то, что он ненавидел. И оттуда он пел-кричал свои песни.
Пашин своей монотипией изобразил серость и гнусь, в которой оказался Высоцкий. Надо внимательно, вдумчиво смотреть на каждую работу, чтобы представить себе боль Высоцкого за Родину, за Россию. Потом прочитать под картиной фрагмент-ключик к портрету. Потом так же внимательно и вдумчиво надо смотреть на портрет, чтобы сложилось свое понимание того, что хотел передать художник. А потом лучше всего включить запись или взять книгу с полки и послушать-почитать сочинения Высоцкого.
В фойе ДК КАМАЗа выставка продлится по 9-е февраля включительно. 10-го она будет демонстрироваться в Центральной библиотеке города. Это здание за отелем «Татарстан» в поселке ГЭС. Начало в 15:00.
Сергей ИСИЧКО