За многими автомобилями костромского предпринимателя, работавшими в качестве такси в Ярославле, числится более сотни неоплаченных штрафов по линии ГИБДД, а общая сумма долга превышает 1,6 миллиона рублей. Как показала проверка, вместо официального представителя компании в таксопарке располагались лишь диспетчеры, у них не оказалось положенных документов.
По сетевому принципу
– Я иногда пользуюсь такси с костромскими номерами: многие из этих машин работают на газомоторном топливе, которое не подорожало одновременно с ростом цен на бензин, поэтому поездка получается выгодной по цене. Правда, порой они не сразу приезжают. Если времени в обрез – случалось поволноваться. А еще некоторые водители там лихачат. Один раз пришлось ехать до Тутаева, так чуть не поседела. Шофер включил музыку на полную громкость и маневрировал между машинами на огромной скорости. И на мои просьбы ехать потише никак не реагировал, – говорит ярославна Елена Корнева.
Аккуратное вождение и соблюдение правил дорожного движения она считает чрезвычайно важным, ведь «Бог вторую жизнь не даст». Именно поэтому молодая мама двоих детей пользуется только легальным такси, никогда не голосуя на дороге и игнорируя «бомбил»: если в пути все же произойдет несчастье – с фирмы проще будет спросить.
Но это, оказывается, не факт…
– Коллеги из Костромы попросили нас помочь в поиске имущества должника из соседнего региона, который только по неоплаченным штрафам за нарушение правил дорожного движения задолжал свыше полутора миллионов рублей. На автостоянке в Ярославле, на улице Промышленной, мы разыскали 14 автомобилей. Увы, наложить на них арест оказалось невозможно: все они находятся в лизинге, – поясняет пресс-секретарь УФССП России по Ярославской области Екатерина Пиунова.
Собственник поставит их на свой баланс лишь после того, как окончательно рассчитается с банком, а пока с него взять особо нечего. Вот и повисли неоплаченные штрафы ГИБДД, как будто в невесомости. Но поразило приставов даже не это.
– Напечатанное на бумажном листе альбомного формата объявление гласило, что в помещении рядом со стоянкой располагается популярное в Ярославле такси. Однако в предъявленных документах упоминаний об организации с таким названием наши сотрудники не увидели. Да и самих документов оказалось – кот наплакал, – рассказывает Екатерина.
А если вдруг машина попадет в ДТП, кто возьмет на себя ответственность за последствия? Костромской предприниматель, который станет полноценным владельцем автомобилей только после того, как вернет лизингодателю все прописанные в договоре средства? Не факт, потому что, по данным налоговой инспекции, среди разрешенных видов деятельности у него даже нет предоставления услуг легкового такси: он занимается управлением недвижимостью, лизингом автомобилей и тому подобным. Тогда, может быть, диспетчеры? Или арендаторы машин? Ответить на этот вопрос непросто, когда вместо единой транспортной компании-перевозчика выстроена сеть из хотя и связанных договорными отношениями, но во многом самостоятельных исполнителей услуг. Она в любой момент может разорваться, теряя отдельные – порой ключевые – звенья, а то и вовсе рассыпаться на составляющие. Наверняка пассажиры хотели бы большей ясности и определенности.
Агрегатор будет отвечать?
Появилась и еще одна серьезная проблема: сегодня все больше ярославцев пользуются различными мобильными приложениями для вызова машины, но, как выяснилось, компания-агрегатор в случае досадных неувязок и даже дорожных трагедий ответственность с себя снимает. Между тем кто-то же должен проверять: имеет ли права и достаточный водительский стаж шофер, которого направляют к клиенту, в каком состоянии его авто, не пьян ли он сам? Недавно против одного из крупнейших агрегаторов такси был подан иск на крупную сумму женщиной, которая получила тяжелые травмы в дорожной аварии и долго лечилась. Суд вынес обвинительный приговор по делу о ДТП водителю такси, который ранее был судим за хранение наркотиков. Но компенсировать материальный ущерб он не в состоянии. Теперь жертва ДТП пытается признать ответчиком организатора перевозок. Кстати, в Европе Высший суд Евросоюза признал одну из подобных фирм транспортной компанией со всеми вытекающими последствиями. Скоро ли у нас до этого дойдет?
Заслон для лихачей и хамов
Главное, конечно, безопасность. Как пояснил врио заместителя начальника Восточного МУГАДН ЦФО – начальника территориального отдела транспортного контроля государственного автодорожного надзора по Ярославской области Владимир Бондаренко, лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки восьми и более человек. То есть большинство легковых такси находятся вне зоны внимания Ространснадзора. Автоинспекция их проверяет, но наравне с прочим легковым транспортом. В статистической отчетности ГИБДД нет даже специальной строки по таксомоторам.
Департамент транспорта региона при соблюдении ряда условий дает добро на оказание услуг такси и размещает на своем сайте реестр выданных им разрешений. В этом реестре – не одна сотня машин, принадлежащих как индивидуальным предпринимателям, так и транспортным компаниям. Как пояснила и.о. директора департамента транспорта Ярославской области Екатерина Галеева, разрешение сроком на 5 лет выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, и действует на территории Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской и Тверской областей. Этот документ обязательно должен находиться в салоне автомобиля. Кроме того, такси отличают узнаваемые «шашечки» на кузове и специальный фонарь оранжевого цвета на крыше. На передней панели справа от водителя размещается информация о наименовании фрахтовщика, условиях оплаты за пользование, визитная карточка водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Таксометр нужен, если плата за пользование определяется в соответствии с его показаниями на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки либо фактического времени пользования легковым такси.
– Перевозчик обязан обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси, прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра, проводить контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию. Стаж водителя не может быть меньше 3 лет, – уточнила Екатерина Владимировна.
При этом электронной «книги жалоб», куда клиенты такси могли бы направлять свои претензии по поводу обслуживания, очень недостает. Зато социальные сети буквально пестрят негативными отзывами. Нужен заслон для лихачей и хамов!