Кадр из фильма
Фильм появился неожиданно. В уже далеком 2009-м году заслуженному деятелю искусств Татарстана, графику, живописцу, художнику декоративно-прикладного искусства Альфие Саргин-Ильясовой пришла в голову идея собрать в Кырлае художников со всей страны, чтобы они на родине Тукая создали произведения по мотивам его произведений. Министерство культуры Татарстана проект поддержало, и летом 2009-го года художники из Казани, Набережных Челнов, Лениногорска, Бугульмы, Перми, Ижевска и других городов жили и творили там, где провел свое детство Тукай и где зародились образы его будущих произведений.
Было тепло, творить можно было и на свежем воздухе. Ныне народный художник Татарстана Анатолий Пашин в легкой одежде (в одних плавках) загорал и одновременно работал над своим свитком – картиной на ткани. Пашин выглядит колоритно: высокий, красивый. Стоит и рисует. Альфия Саргин-Иьясова и художник Зоя Лебедева (известная в Удмуртии гобеленщица, автор техники флортекстиля – ткачества из сухих трав и цветов) сначала любовались Пашиным, а потом решили расписать его самого. Подошли и начали разрисовывать.
Картина Рината Волигамси
- А я был не против, пусть себе рисуют. Щекотно, но работать не мешает, - рассказывает Пашин. Так его и разрисовали с головы до ног. Он посмотрел на себя в зеркало и воскликнул:
- Так это же Шурале! Альфия, включай камеру, фильм будем снимать!
Женщины-коллеги идею подхватили. Съемки продолжались полтора часа по сюжету, который сочиняли импровизом по ходу действа. Пассивно, за кадром, но в съемках киношедевра участвовали все, кто в это время трудился над своими свитками, скульптурами, картинами резьбой по дереву и т.д.
- Там появляется мужичок в самом начале сюжета. Это не художник, а какой-то местный забулдыга шел в магазин за пол-литрой. А Шуралиху сыграла Зоя Лебедева, замечательная гобеленщица! – дал сведения об «актерах второго плана» исполнитель главной роли Анатолий Пашин. Позже он смонтировал отснятый материал, сопроводил титрами. Словом, сделал фильм.
Кадр из фильма
Это, конечно, фильм любительский и рассчитан он на любителя, но вот что интересно. Этот фильм художники периодически показывают народу (тем, кто приходит смотреть живопись и др.) на выставках и фильм этот неизменно вызывает восторг или по меньшей мере интерес. Своей странноватостью, смелостью, оригинальностью. И неожиданно гармоничным сочетанием дурашливого сюжета с произведениями художников и деревянными скульптурами высокоталантливого мастера Баки Урманче. У этого фильма есть еще одна поразительная особенность. После его просмотра так и подмывает перечитать «Шурале» Габдуллы Тукая. Пашин говорит, что ради популяризации этой гениальной сказки и творчества Тукая он и сделал фильм.
Сергей ИСИЧКО