Арт-резиденция «Диалог с «Зеленой полосой» – именно так называлась программа пребывания сицилийцев на нашей земле с 29 июля по 11 августа. За это время итальянские художники и дизайнеры изучали реалии русской культуры, историю Ростовского кремля и города Ростова Великого, а затем создавали собственные художественные образы, произведения, вдохновившись увиденным и услышанным. Название проекту дала знаменитая картина одной из ярких представительниц живописи русского авангарда – Ольги Розановой. Работа находится в музейной коллекции Ростовского кремля.
– Итогом двух недель стали собственные проекты – наше видение того, как можно изменить новое пространство на территории Ростовского кремля – Конюшенный двор, который сейчас реставрируется, – рассказал профессор Джанни ди Маттео.
Свою ростовскую экспедицию итальянцы назвали просто – «Союз».
– «Союз» – это и есть связь, соединение, союз, – объясняет Джанни ди Маттео. – И это, как известно, название ряда кораблей космической программы Советского Союза. Для нас это означает союз между культурами, союз между Искусством и Дизайном. Его итогом стали не только предложения по использованию пространства Конюшенного двора, но и выставка, которую мы представили здесь, в Ростове, по окончании нашей первой арт-резиденции. Затем мы привезем ее в Европу.
Итальянцы очаровали ярославских журналистов на специально организованной неформальной встрече – а формальной она, наверное, просто не смогла бы стать с такими веселыми и темпераментными участниками, как гости Ростовского кремля. Обсудили все: особенности русской и итальянской души, кумиров в литературе и живописи, особенности национальных кухонь и ярославско-ростовского гостеприимства, русских детей… Интересно было всем! Например, оказалось, что за все время пребывания в Ростове сицилийцев угощали всевозможными блюдами русской кухни, которые им очень понравились. Но ни разу не предложили наш коронный «шок-контент» для иностранцев – селедку под шубой, холодец и салат оливье.
– Не пробовали мы селедку по-русски ни в шубе, ни без шубы, – недоуменно рассмеялся дизайнер Массимо Бардини. – У нас селедку готовят с апельсинами и красным луком!
И тут уж пришел черед удивляться нам. Впрочем, в перечислении авторитетов в отражении национальной души в своих произведениях и ярославские журналисты, и итальянские гости согласились: по мнению сицилийцев, великий Леонардо да Винчи современен всегда и даже опережает любое время, в том числе наше. А из русских художников гости назвали Казимира Малевича, Ивана Пуни, Эль Лисицкого.
Несомненным источником вдохновения для творческой команды стал архитектурный ансамбль Ростовского кремля, величественный и немного сказочный, дополненный уроками колокольного звона, лекциями о русской авангардной поэзии, занятиями с детьми и, конечно, спектаклем-фантазией «Гамлет» во время фестиваля «Ростовское действо».
– Я приехала в Ростов как в абсолютно сказочный город, и ощущение сказки только усиливалось с каждым днем, – поделилась художница-коллажист Сара Ваттано.
Свои работы, в том числе созданные здесь, в Ростовском кремле, итальянцы представили на выставке, посвященной закрытию арт-резиденции. Для удивительных коллажей Сары Ваттано, которые известный производитель мобильных гаджетов использует в качестве заставок на своих смартфонах, материалом послужили старинные мелочи – гвозди, клавиши от пишущей машинки, деревяшки, найденные в Конюшенном дворе. Новые работы очень интересны, наполнены той энергией, которая прямо сообщает о ярком таланте их создателя. Вместе с художником по текстилю Еленой Скарлата и дизайнером Массимо Бардини Сара представила работы маленьких ростовцев, созданные на детских русско-итальянских творческих мастерских в дни работы арт-резиденции. Это и расписные деревянные колокольчики, где отправной точкой мотива стали буквы, составляющие слово «Ростов», и детские коллажи с непременным элементом – циферблатом часов, и свитки, в которых дети с помощью только лишь геометрических фигур рассказывали древнюю ростовскую повесть-сказку о Ерше Ершовиче.
Диджитал-дизайнер, скульптор Дарио Андроло представил свое видение соединения древней архитектуры и современных технологий с помощью проекций видеокомпозиций на застекленной части торца Конюшенного двора. Видеопроекции, связанные с историей древнего Ростова, выглядят очень гармонично и могут вызвать интерес у туристов и диджитал-дизайнеров со всего мира.
С внутренним пространством Конюшенного двора работали студенты Карла Кариполи, Алесандра Сапорита и Фабрицио Зито. Они предложили разделить на зоны один из залов с помощью прозрачных передвижных щитов, на которые нанесены рисунки с иконописными, растительными и декоративными мотивами.
Дизайнера Елену Скарлата вдохновил Митрополичий сад Ростовского кремля. Композиция сада, фруктовые деревья и огород легли в основу брендированной продукции: полотенец для чаепития, текстильных сувениров и украшений. Художники Массимо Бардини и Джованни Салерно развили тему сувениров и предложили оригинальную линейку, состоящую из небольших именных колоколов.
Очень интересна разработка дизайнера Винченцо Канцеми – проект брендбука Ростовского кремля и города Ростова в целом.
«У директора Ростовского кремля Наталии Каровской и профессора Джанни ди Маттео получился волшебный проект, он соединил живопись, дизайн, историю и культуру, Италию и Россию, прошлое, настоящее и будущее, – написал в соцсетях о своих впечатлениях ярославский профессор Валентин Степанов. – Истечение силы в Ростовском кремле в эти дни оказалось особенно мощным. Поздравляю дорогих коллег от всей души! Представленные работы и проекты радовали глаз и будоражили воображение, их можно использовать для продвижения древнего Ростовского кремля и еще более древнего города Ростова».