В самом обычном здании в центре Ярославля живет сказка. Сейчас она зимняя, о чем свидетельствует праздничная суета вокруг Дедов Морозов и Снегурочек, которых здесь можно увидеть буквально повсюду.
У тех, кто сюда приходит, возникает ощущение, что именно здесь живут зимние герои, когда заканчивается так полюбившееся жителям и гостям региона НаШествие Дедов Морозов.
– Новогодняя тема для нас традиционная. Мы не только наших соотечественников радуем, но и отправляем свои изделия на экспорт, – рассказывает директор и совладелец мастерской майолики Евгений Шепелев.
– Наши изделия создаются вручную, каждое – результат кропотливой и тонкой работы, – объясняет Евгений Вячеславович.
Сначала художник разрабатывает эскиз. Потом лепит скульптуру из мягкого материала – глины или пластилина. С нее снимается гипсовая форма, которая может состоять из десяти и более частей, если скульптура сложная. А дальше наступает очередь шликерного литья (шликером называют особый состав, получаемый при смешивании глины, воды и определенных добавок). Затем происходит сушка, формовка, первичный обжиг в специальных печах, над изделием «колдует» мастер-глазуровщик, покрывая эмалью, подправляя незаглазурированные места кистью и убирая лишние капельки иголкой. И композиция попадает в руки живописца.
Роспись производится по сырой эмали, и здесь требуется просто филигранная точность, потому что допущенную ошибку уже не исправить. Любой, даже самый маленький огрех напрочь погубит плод многодневного труда.
Венчает работу второй обжиг, а если в палитре присутствуют багрянец и золото, можно с уверенностью сказать: работа трижды побывала в печи, потому что для закрепления этих цветов требуется отдельный обжиг при более низкой, чем для первых двух, температуре.
Технологический процесс занимает три недели, а иногда и больше. После этого майолика выходит полностью отвечающей задумке автора и своей яркостью, глянцевым блеском радует глаз.
Тысячелетия назад в Древнем Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока производили керамику из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрывая ее глазурью. Но в средневековой Европе майолика завоевала популярность как своего рода имитация фарфора. Тогда европейские мастера еще не знали технологию его изготовления, которая к тому времени уже получила широкое применение в Китае. А ее изобретатели – жители Поднебесной – хранили свою коммерческую тайну как зеницу ока. Вот и стали европейцы искать относительно дешевую замену баснословно дорогому по тем временам фарфору. Ею стала майолика, позволявшая простую глину превращать в подлинную красоту. В России расцвет майолики пришелся на XVII-XVIII века. Причем одним из центров этого промысла стал… Ярославль. Здесь с XVII века производили необыкновенно красивые, с нарядными замысловатыми узорами, изразцы для украшения стен и печей. Среди популярных мотивов – цветочные розетки, птицы, вазы с букетами.
Но, как часто случается, мода со временем схлынула, как волна. Изразцы вышли из широкого употребления и стали восприниматься как нечто глубоко архаичное, являющееся частью исторического наследия.
Ярославские художники Наталья Павлова и Евгений Шепелев в начале 1990-х по сути заново открыли стране и миру ярославскую майолику.
Они прошли трудный и тернистый путь от ремесла до подлинного искусства. И начинался он в эпоху перемен.
– Мы тогда работали в Союзе художников. В начале 1990-х его здорово тряхануло. Распустили на вольные хлеба многих работников, в том числе и нас, – вспоминает Евгений Вячеславович.
Никому не надо объяснять, что такое остаться без работы в кризисные годы. А тогда – сразу после распада СССР – для многих наступили тяжелые времена. Чтобы как-то зарабатывать, решили начать свое дело. Стартовали спонтанно, практически с нуля, уповая только на свой профессионализм, талант, удачу и желание доказать: мы не лыком шиты. Первая их мастерская декоративно-прикладного искусства размещалась в маленьком домике на окраине Ярославля. Первую профессиональную печь для обжига керамики они купили на средства, одолженные у друзей. Первый кредит на развитие бизнеса получили в иностранном банке, потому что отечественные тогда не очень жаловали стартаперов.
– Мы не предполагали, что займемся именно майоликой, что она станет нашей стезей, делом жизни. Тогда в силу обстоятельств материальные соображения оказались на первом месте. Мне было 40 лет и хватался буквально за все, – признается Евгений Вячеславович.
Но талант и вкус помогли не увязнуть в рутине: опираясь на три художественные традиции – поливного ярославского изразца, архаичной русской народной игрушки и ярославской школы иконописи, – Наталья Павлова создала свой индивидуальный авторский стиль – яркий, самобытный, узнаваемый. И вдруг выяснилось, что на рынке со своим уникальным предложением они одни. Производимые ими изделия под брендом «Ярославская майолика» произвели настоящий фурор не только в России, но и на Западе. Через десять лет предприниматели смогли значительно расширить производство на новых площадях. Штат сотрудников увеличился кратно. И если поначалу им требовалось основного сырья – глины – всего экскаваторный ковш в год, то на пике спроса его заказывали «КрАЗами» в общем объеме под 100 тонн. Появились представительства компании в Европе и в США.
Почему их начинание, как говорится, «выстрелило»? Главный секрет успеха, конечно же, люди. Наталья Павлова – яркий и самобытный художник, Творец с большой буквы. Она окончила Ярославское художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица) – одно из старейших российских высших учебных заведений, которое готовит специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Евгений Шепелев учился в художественном училище, а потом получил высшее экономическое образование в ЯрГУ, став квалифицированным менеджером по художественной части. Таких управленцев не готовили ни тогда, ни сейчас, так что они на вес золота.
А еще в них была увлеченность, колоссальная внутренняя энергия и желание развиваться. Они получали кайф от того, что делают.
– Без этого ничего не добиться ни в творчестве, ни в бизнесе, – считает Евгений Шепелев. – Когда наш успех пытались повторить люди «без искры», с одним желанием заработать, у них ничего не получалось. Потому что мало амбиций, нужно этим жить, гореть!
Но факт есть факт: по проторенному ими пути пошли многие. И сейчас ярославская майолика – это целое явление в ремесле и искусстве. Как в любом промысле, здесь есть и высокие проявления мастерства, подлинные шедевры, и очень средненькая сувенирная продукция. Но региональный бренд уже сложился и исправно работает на узнаваемость территории.
А основатели бренда … давно его переросли.
– «Ярославская майолика» – именно так мы в свое время себя и называли. Но опытные маркетологи посоветовали провести ребрендинг с целью большей персонификации. И мы стали называться «Мастерская майолики Павловой и Шепелева», – отмечает предприниматель.
На рынке керамических изделий сегодня стало довольно тесно и конкурентно, что нередко случается, когда очередная перспективная ниша притягивает капиталы и людей. Поэтому первопроходцам приходится отказываться от первоначальной разнонаправленности. Они решили сосредоточиться на том, чего другие сделать просто не смогут.
Возможно, разнообразные «шарики-фонарики», как называет Евгений Вячеславович разнообразную мелочевку, со временем покажутся неактуальными. Хотя сейчас именно белоснежные с рельефами и росписью керамические елочные игрушки и ночники в виде заваленной снегом чуть ли не по самую крышу уютной избушки с новогодними украшениями в горячий сезон делают кассу.
– Мы хотим, чтобы наша ниша стала более конкретной, и поэтому придется, скорее всего, от некоторых вещей отказаться. От тех, в первую очередь, которые мы делаем в угоду рынку. А рынок – он глупый! Потому что всеядный. Мы хотим заниматься только тем, что делаем с душой и сердцем, – объясняет бизнесмен.
Их изюминка, их фишка – высокохудожественная скульптура в технике майолики, а в последние пять лет к ней добавились изделия из фарфора. За 28 лет создано более 2 500 пластических образов. Например, необычайно выразительны фарфоровые скульптуры героев романа «Война и мир» Льва Толстого: Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова, фельдмаршала Михаила Кутузова и императорской четы. Эту интерьерную коллекцию называют олицетворением русской души и русской культуры. Наши любимые клоуны Юрий Никулин, Олег Попов, Вячеслав Полунин, Юрий Куклачев, Карандаш запечатлены в своих лучших работах на манеже. Коллекция «Русская армия» подчеркивает самоотверженность и отвагу русских воинов. Специальная коллекция под девизом: «пока мы живы – мы помним и передадим эту память потомкам» была разработана к 75-летию Победы.
История России стала неиссякаемым источником вдохновения для художников. К примеру, как раз сейчас Наталья Павлова работает над скульптурой основателя Ярославля – великого князя Ярослава Мудрого. Сотрудничают с мастерской майолики скульпторы славного своими вековыми традициями Императорского фарфорового завода из Санкт-Петербурга. Несколько тематических линий разработала замечательный ярославский скульптор, академик Академии художеств Елена Пасхина.
Не чужды мастера майолики новых веяний: к примеру, они начали практиковать создание моделей посредством 3D-моделирования. Еще одна новая струя: возрождение традиций производства фарфоровых изделий в Ярославском регионе. Часть специалистов обанкротившегося в 2010-х Первомайского фарфорового завода, который располагался в поселке Песочное Рыбинского района, теперь работает в мастерской майолики.
– Заниматься искусством – вот к чему мы стремимся, – поясняет Евгений Шепелев.
Собственно, они этим давно занимаются в числе прочего, а теперь хотят поставить в безусловный приоритет. А земляки могут гордиться тем, что бренд международного уровня, ставший лицом российской малой пластики, родился на нашей земле.