Новогодние волшебники поселились в центре Ярославля: как создают свои творения мастера майолики

01.01.2021 20:12 0

Новогодние волшебники поселились в центре Ярославля: как создают свои творения мастера майолики

В самом обычном здании в центре Ярославля живет сказка. Сейчас она зимняя, о чем свидетельствует праздничная суета вокруг Дедов Морозов и Снегурочек, которых здесь можно увидеть буквально повсюду.

У тех, кто сюда приходит, возникает ощущение, что именно здесь живут зимние герои, когда заканчивается так полюбившееся жителям и гостям региона НаШествие Дедов Морозов.

Дед Мороз и другие

– Новогодняя тема для нас традиционная. Мы не только наших соотечественников радуем, но и отправляем свои изделия на экспорт, – рассказывает директор и совладелец мастерской майолики Евгений Шепелев.

– Наши изделия создаются вручную, каждое – результат кропотливой и тонкой работы, – объясняет Евгений Вячеславович.

Сначала художник разрабатывает эскиз. Потом лепит скульптуру из мягкого материала – глины или пластилина. С нее снимается гипсовая форма, которая может состоять из десяти и более частей, если скульптура сложная. А дальше наступает очередь шликерного литья (шликером называют особый состав, получаемый при смешивании глины, воды и определенных добавок). Затем происходит сушка, формовка, первичный обжиг в специальных печах, над изделием «колдует» мастер-глазуровщик, покрывая эмалью, подправляя незаглазурированные места кистью и убирая лишние капельки иголкой. И композиция попадает в руки живописца.

Роспись производится по сырой эмали, и здесь требуется просто филигранная точность, потому что допущенную ошибку уже не исправить. Любой, даже самый маленький огрех напрочь погубит плод многодневного труда.

Венчает работу второй обжиг, а если в палитре присутствуют багрянец и золото, можно с уверенностью сказать: работа трижды побывала в печи, потому что для закрепления этих цветов требуется отдельный обжиг при более низкой, чем для первых двух, температуре.

Технологический процесс занимает три недели, а иногда и больше. После этого майолика выходит полностью отвечающей задумке автора и своей яркостью, глянцевым блеском радует глаз.

Тысячелетия назад в Древнем Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока производили керамику из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрывая ее глазурью. Но в средневековой Европе майолика завоевала популярность как своего рода имитация фарфора. Тогда европейские мастера еще не знали технологию его изготовления, которая к тому времени уже получила широкое применение в Китае. А ее изобретатели – жители Поднебесной – хранили свою коммерческую тайну как зеницу ока. Вот и стали европейцы искать относительно дешевую замену баснословно дорогому по тем временам фарфору. Ею стала майолика, позволявшая простую глину превращать в подлинную красоту. В России расцвет майолики пришелся на XVII-XVIII века. Причем одним из центров этого промысла стал… Ярославль. Здесь с XVII века производили необыкновенно красивые, с нарядными замысловатыми узорами, изразцы для украшения стен и печей. Среди популярных мотивов – цветочные розетки, птицы, вазы с букетами.

Но, как часто случается, мода со временем схлынула, как волна. Изразцы вышли из широкого употребления и стали восприниматься как нечто глубоко архаичное, являющееся частью исторического наследия.

Ярославские художники Наталья Павлова и Евгений Шепелев в начале 1990-х по сути заново открыли стране и миру ярославскую майолику.

Нужно этим жить, гореть!

Они прошли трудный и тернистый путь от ремесла до подлинного искусства. И начинался он в эпоху перемен.

– Мы тогда работали в Союзе художников. В начале 1990-х его здорово тряхануло. Распустили на вольные хлеба многих работников, в том числе и нас, – вспоминает Евгений Вячеславович.

Никому не надо объяснять, что такое остаться без работы в кризисные годы. А тогда – сразу после распада СССР – для многих наступили тяжелые времена. Чтобы как-то зарабатывать, решили начать свое дело. Стартовали спонтанно, практически с нуля, уповая только на свой профессионализм, талант, удачу и желание доказать: мы не лыком шиты. Первая их мастерская декоративно-прикладного искусства размещалась в маленьком домике на окраине Ярославля. Первую профессиональную печь для обжига керамики они купили на средства, одолженные у друзей. Первый кредит на развитие бизнеса получили в иностранном банке, потому что отечественные тогда не очень жаловали стартаперов.

– Мы не предполагали, что займемся именно майоликой, что она станет нашей стезей, делом жизни. Тогда в силу обстоятельств материальные соображения оказались на первом месте. Мне было 40 лет и хватался буквально за все, – признается Евгений Вячеславович.

Но талант и вкус помогли не увязнуть в рутине: опираясь на три художественные традиции – поливного ярославского изразца, архаичной русской народной игрушки и ярославской школы иконописи, – Наталья Павлова создала свой индивидуальный авторский стиль – яркий, самобытный, узнаваемый. И вдруг выяснилось, что на рынке со своим уникальным предложением они одни. Производимые ими изделия под брендом «Ярославская майолика» произвели настоящий фурор не только в России, но и на Западе. Через десять лет предприниматели смогли значительно расширить производство на новых площадях. Штат сотрудников увеличился кратно. И если поначалу им требовалось основного сырья – глины – всего экскаваторный ковш в год, то на пике спроса его заказывали «КрАЗами» в общем объеме под 100 тонн. Появились представительства компании в Европе и в США.

Почему их начинание, как говорится, «выстрелило»? Главный секрет успеха, конечно же, люди. Наталья Павлова – яркий и самобытный художник, Творец с большой буквы. Она окончила Ярославское художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица) – одно из старейших российских высших учебных заведений, которое готовит специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Евгений Шепелев учился в художественном училище, а потом получил высшее экономическое образование в ЯрГУ, став квалифицированным менеджером по художественной части. Таких управленцев не готовили ни тогда, ни сейчас, так что они на вес золота.

А еще в них была увлеченность, колоссальная внутренняя энергия и желание развиваться. Они получали кайф от того, что делают.

– Без этого ничего не добиться ни в творчестве, ни в бизнесе, – считает Евгений Шепелев. – Когда наш успех пытались повторить люди «без искры», с одним желанием заработать, у них ничего не получалось. Потому что мало амбиций, нужно этим жить, гореть!

Но факт есть факт: по проторенному ими пути пошли многие. И сейчас ярославская майолика – это целое явление в ремесле и искусстве. Как в любом промысле, здесь есть и высокие проявления мастерства, подлинные шедевры, и очень средненькая сувенирная продукция. Но региональный бренд уже сложился и исправно работает на узнаваемость территории.

От ремесла до искусства

А основатели бренда … давно его переросли.

– «Ярославская майолика» – именно так мы в свое время себя и называли. Но опытные маркетологи посоветовали провести ребрендинг с целью большей персонификации. И мы стали называться «Мастерская майолики Павловой и Шепелева», – отмечает предприниматель.

На рынке керамических изделий сегодня стало довольно тесно и конкурентно, что нередко случается, когда очередная перспективная ниша притягивает капиталы и людей. Поэтому первопроходцам приходится отказываться от первоначальной разнонаправленности. Они решили сосредоточиться на том, чего другие сделать просто не смогут.

Возможно, разнообразные «шарики-фонарики», как называет Евгений Вячеславович разнообразную мелочевку, со временем покажутся неактуальными. Хотя сейчас именно белоснежные с рельефами и росписью керамические елочные игрушки и ночники в виде заваленной снегом чуть ли не по самую крышу уютной избушки с новогодними украшениями в горячий сезон делают кассу.

– Мы хотим, чтобы наша ниша стала более конкретной, и поэтому придется, скорее всего, от некоторых вещей отказаться. От тех, в первую очередь, которые мы делаем в угоду рынку. А рынок – он глупый! Потому что всеядный. Мы хотим заниматься только тем, что делаем с душой и сердцем, – объясняет бизнесмен.

Их изюминка, их фишка – высокохудожественная скульптура в технике майолики, а в последние пять лет к ней добавились изделия из фарфора. За 28 лет создано более 2 500 пластических образов. Например, необычайно выразительны фарфоровые скульптуры героев романа «Война и мир» Льва Толстого: Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова, фельдмаршала Михаила Кутузова и императорской четы. Эту интерьерную коллекцию называют олицетворением русской души и русской культуры. Наши любимые клоуны Юрий Никулин, Олег Попов, Вячеслав Полунин, Юрий Куклачев, Карандаш запечатлены в своих лучших работах на манеже. Коллекция «Русская армия» подчеркивает самоотверженность и отвагу русских воинов. Специальная коллекция под девизом: «пока мы живы – мы помним и передадим эту память потомкам» была разработана к 75-летию Победы.

История России стала неиссякаемым источником вдохновения для художников. К примеру, как раз сейчас Наталья Павлова работает над скульптурой основателя Ярославля – великого князя Ярослава Мудрого. Сотрудничают с мастерской майолики скульпторы славного своими вековыми традициями Императорского фарфорового завода из Санкт-Петербурга. Несколько тематических линий разработала замечательный ярославский скульптор, академик Академии художеств Елена Пасхина.

Не чужды мастера майолики новых веяний: к примеру, они начали практиковать создание моделей посредством 3D-моделирования. Еще одна новая струя: возрождение традиций производства фарфоровых изделий в Ярославском регионе. Часть специалистов обанкротившегося в 2010-х Первомайского фарфорового завода, который располагался в поселке Песочное Рыбинского района, теперь работает в мастерской майолики.

– Заниматься искусством – вот к чему мы стремимся, – поясняет Евгений Шепелев.

Собственно, они этим давно занимаются в числе прочего, а теперь хотят поставить в безусловный приоритет. А земляки могут гордиться тем, что бренд международного уровня, ставший лицом российской малой пластики, родился на нашей земле.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Перенос возраста выхода на пенсию не повлияет на условия соцподдержки пенсионеров РТ Нет дома – нет монет: строитель-нумизмат может расстаться со своей дорогой коллекцией Челнинцев ожидает культурная программа в предстоящие праздничные дни В Ярославской области браконьеры застрелили и разделали 9 лосей Руководителя Волковского театра выберут Владимир Машков и Сергей Безруков

Последние новости