Хотите услышать волшебную музыку металла и познакомиться с древними секретами литья колоколов? Тогда новый туристический маршрут региона «Ретромеханика» ждет вас в музее-заповеднике «Ростовский кремль» и уникальном литейном заводе в Тутаеве на левобережье Волги.
Язык весом в полторы тонны
Музейная экспозиция колоколов и колокольчиков Ростовского кремля открылась еще два года назад, а сейчас она вместе со звонницей старейшей в городе Соборной площади стала самой музыкальной частью «Ретромеханики».
Нашим далеким предкам были хорошо известны законы акустики – каменное здание звонницы палатного типа построено с пустотами, многократно усиливающими мелодичный звон. 335 лет назад литейщик Филипп Андреев отлил для нее первый из трех больших колоколов под названием «Лебедь», весивший 500 пудов. Вторым был тысячепудовый «Полиелейный», но самым массивным оказался «Сысой», изготовленный при митрополите Ионе Сысоевиче мастером Фролом Терентьевым. Только язык этого гиганта весит около полутора тонн, а сам «Сысой» 32-тонный, это 2 000 пудов! По сравнению с ним 24-килограммовый малыш «Дозвон» выглядит поддужным колокольчиком.
Стоит ли удивляться, что когда на Рождество или Пасху на звоннице начинает звучать хор из 15 колоколов, его голоса разносятся по всей округе на 15 – 20 километров! Насладиться чарующей музыкой в Ростов приезжали не только члены императорской семьи, где на территории кремля для них построили роскошные палаты. Здесь гостили композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин, писатель Иван Бунин и другие знаменитости, а под звучание колоколов снимались такие популярные киноленты, как «Руслан и Людмила», «Братья Карамазовы», «Иван Васильевич меняет профессию».
В музейной экспозиции колоколов и поддужных колокольчиков туристов удивляют богатой коллекцией литых изделий различного звучания. В прежние времена жители города по их мелодии могли легко отличить, куда и зачем скачут на лошадях. Если звонко пели бубенцы, значит, торопились на свадьбу. А при набатном гулком звоне все бежали на улицу с ведрами – чугунный колокол красного цвета тревожно сообщал о пожаре.
Потомок литейщика
Славные древние традиции не могут исчезнуть без следа, в народе всегда найдутся энтузиасты, которые попытаются их возродить. В Ярославле они вернули людям знаменитые ростовские звоны, сумев переложить их на музыку, и ежегодно проводят традиционный международный фестиваль музыки и колоколов «Преображение». А в городе Тутаеве, бывшем Романове, реанимировали колокольное литье, причем в том виде, в котором оно существовало несколько веков назад.
Перед открытием нового туристического маршрута «Ретромеханика» на литейном заводе побывали туроператоры области. Гидом был сам директор предприятия Николай Шувалов, подробно рассказавший о технологии литейного дела и перспективах развития промышленного туризма на заводской базе. Не без юмора он поведал о том, как целых шесть лет литейщики пытались разгадать секреты старинных мастеров.
– Когда начинали, думали: обыкновенное литье, и если в старину люди делали колокола, то в век современных технологий мы с этим легко справимся, – с усмешкой говорит Николай Александрович. – Оказалось, скопировать легко, а чтобы нужного качества добиться, надо съесть не один пуд соли. Вот почему американцы покупают у нас ракетные двигатели? Потому что повторить не могут. Так же и с автоматом Калашникова – делают во многих странах, но самые лучшие все равно производятся в России.
Директор литейного завода родом из Ижевска, в его семье было немало оружейников и сталеваров, а прадед когда-то отливал медные пушки на знаменитом заводе Демидова на Урале. Переехав в Тутаев, Николай
Шувалов с братьями основали колокольное производство. Образцами для них служили старинные изделия с изящной формой и поющим звуком, украшенные строгими декоративными деталями. Сначала в брак уходила почти вся продукция, но постепенно с приобретением опыта дело пошло на лад. В отливках стало появляться благозвучие, да такое, что у слушателей замирает сердце.
– Правда, над одним из заказов пришлось изрядно помучиться, – припомнил руководитель предприятия. – Мы уже знали, что при отливке на качество звучания колокола влияют не только влажность воздуха и атмосферное давление, но и фазы Луны. Постарались все рассчитать, однако оказалось, что не все зависит от нас. В первый раз литье не получилось, стали отливать вторично, но вдруг в самый ответственный момент лопнула форма, что случается крайне редко. В третий раз обнаружился брак в короне, которая венчает верхушку колокола и служит для его подвешивания. Только впоследствии выяснилось, что заказчиком была супруга криминального авторитета, она думала, что так поможет мужу искупить вину. Выходит, Господь Бог не захотел принять такой жертвы.