Жителям центра Ярославля начислили отдельную сумму за обслуживание газовой плиты и колонки. Многие оплатили ее вкупе с остальными платежами за ЖКУ и лишь потом засомневались – не происки ли это вездесущих мошенников.
Без договора обрежут газ
–Я надолго уезжаю на дачу, поэтому для расчета за ЖКУ подключила автоплатеж. И тут вдруг выплыла новая сумма от неизвестной мне фирмы. Ну, и что теперь делать? – недоумевает жительница дома по улице Володарского Елизавета Васильева.
Не она одна в недоумении: всем ее соседям, а также живущим неподалеку родственникам пришел счет от той же компании, а в договорных отношениях с ней они не состоят. Денег, правда, потребовали немного – чуть больше десяти рублей. Кто-то заплатил не глядя, просто чтобы отвязаться. Но Елизавета Васильева привыкла к делу подходить ответственно и разбираться в каждом вопросе досконально. По ее мнению, с точки зрения закона ситуация сомнительная: сначала нужно детально оговорить объем и качество будущих услуг, выбрать подрядчика, заключить с ним договор – и лишь потом ему денежки отстегивать.
Что же произошло? Как оказалось, до октября прошлого года договоры на обслуживание внутридомового и внутриквартирного оборудования с подрядчиками заключали управляющие компании. А после этого в зоне их ответственности остались лишь внутридомовые газовые сети, а за исправность газовой плиты, колонки, котла, находящихся внутри квартиры, спросят с владельца недвижимости. А значит, и за обслуживание этого оборудования он обязан платить. Причем поставщики газа объявили, что в целях безопасности не будут отпускать «голубое топливо» тем, кто не заключил такие договоры. То есть попросту обрежут газ.
– Согласно законодательству все владельцы газоиспользующего оборудования отвечают за работоспособность и исправность своего имущества и должны своевременно заключать договоры на его техническое обслуживание и ремонт. ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» как поставщик газа не имеет права поставлять ресурс абонентам, не заключившим соответствующие договоры, и в случае их отсутствия вынужден прибегать к крайней мере – прекращению подачи газа, – пояснил заместитель генерального директора компании по реализации газа Александр Шапарь.
По данным на начало июля, в Ярославском регионе у 2% абонентов не заключены договоры на техническое обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования со специализированной организацией. С начала года из?за отсутствия договоров на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО было приостановлено газоснабжение 434 абонентов.
Специалисты «Газпром межрегионгаз Ярославль» постоянно ведут работу с потребителями и информируют их о необходимости заключения таких договоров: абонентам рассылаются индивидуальные обращения, информация размещается в подъездах домов и на квитанциях. Отключение абонента от газоснабжения из-за отсутствия договора на ТО газового оборудования – крайняя мера, к которой газовики вынуждены прибегать при систематическом игнорировании абонентами требований Постановления Правительства РФ №410. В соответствии с законодательством за 20 дней до приостановки подачи газа абоненты всегда получают уведомление о предстоящем отключении. И могут успеть оформить все необходимые документы.
У семи нянек
Довод в виде угрозы отключения газа очень убедителен. Другое дело, что клиент сам вправе выбрать компанию-подрядчика, а не узнавать о ней из уже выставленного счета. Почему телега оказалась впереди коня – дали понять в договорном отделе Кировского Управдома, который обслуживал дом Елизаветы Васильевой. Оказалось, что УК заключила с одной из фирм договор на обслуживание внутридомового газового оборудования. И было бы логично, чтобы и внутриквартирное оказалось в ведении того же исполнителя. Ведь инженерные системы дома по большому счету едины.
Но жильцам это объяснить не потрудились, общие собрания проводить не стали, а просто напечатали платежки с текстом договора на обратной стороне (кто?то его попросту и не увидел). Отсутствие грамотного информирования, что многие восприняли как наплевательское отношение к людям, и подняло новую волну негатива.
– Информационная политика управляющих компаний нередко вызывает большие нарекания. Но детальную проверку по конкретному факту выставления счетов за обслуживание ВКГО мы пока не проводили. В то же время тариф фирма выбрала минимальный, рекомендованный органами местного самоуправления. Общая сумма оплаты ЖКУ не должна увеличиться, – сказал начальник муниципальной жилищной инспекции мэрии Ярославля – главный муниципальный жилищный инспектор Антон Кириллов.
Он уточнил, что инспекция не проверяла – уменьшился ли платеж за ремонт и содержание жилья после исключения из него и выделения в отдельную строку ТО ВКГО. И напомнил, что у компании есть право предложить жителям свои услуги посредством публичной оферты, а соглашаться или нет – решать им. Оплатили счет – значит, согласились и в договорные отношения с компанией вступили. А если воздержались – придется в течение месяца найти другого подрядчика.
– Если обслуживать газовое оборудование в квартирах будут разные организации, не получилось бы как в поговорке: у семи нянек дитя без глазу. Трудно отследить – кто из жителей договор заключил, кто в процессе, а кто и вовсе делать этого не собирается. Между тем безопасность – самое важное для каждого из нас, этими вопросами нельзя пренебрегать, – переживают в Кировском Управдоме.
А жители парируют: при грамотно построенной информационной кампании и внимательном отношении к людям сегодняшних неувязок явно бы не случилось. Разъяснения важны еще и для того, чтобы недостатком информации не воспользовались мошенники.